“Сомния”: фильм ужасов как терапия

 

Супруги Джесси и Марк, пытаясь найти выход из кошмара, в котором оказались после гибели сына, решают усыновить ребенка. Явно поспешив с выводами, социальный работник Натали предлагает им взять восьмилетнего мальчика по имени Коди. Ребенок приятный и милый, только поменял уже несколько приемных семей, одни члены которых пропали, а другие сидят в психушке. Плюс у мальчика проблемы со сном, но, по словам самой Натали: “Учитывая его историю, это неудивительно”. Джесси и Марк, конечно, соглашаются.

 

 

Фильм ужасов “Сомния” уроженца города Салем, режиссера Майка Флэнегана, сам как сирота, рождался быстро, но рос в муках. Флэнеган закончил съемки картины еще в декабре 2013 года, взявшись за него почти сразу после успеха своей предыдущей работы – фильма “Окулус”. После чего “Сомния” сменил несколько студий, пережил банкротство своего американского дистрибьютора – Relativity Media и в итоге неожиданно вынырнул в апреле 2016-го в мире, пережившем выход “Заклятия” Джеймса Вана. Сам Флэнеган к этому моменту успел снять два фильма ужасов, каждый из которых ожидает свой выход в этом году. Он талантливый режиссер и сценарист, но работает в жанре, где малейшая ошибка нарушает хрупкую гармонию страха.

 

 

И “Сомния” – фильм, который не ждали, сначала производит впечатление высококлассной работы. Сценарий к нему Флэнеган написал вместе с Джеффом Ховардом, они же работали над “Окулусом”. Оба фильма о семьях, переживших или переживающих трагедию. В обоих фильмах герои пытаются найти спасение: в “Окулусе”  в прошлом, в “Сомнии” в будущем. В последнем родители, в по-хорошему скромном исполнении Кейт Босворт и Томаса Джейна, видят в Коди начало новой жизни. Но узнав о странном даре ребенка – материализовывать свои сны, используют его, чтобы еще раз увидеть сына, не замечая или просто закрывая глаза на то, что это копия, отражение их желаний. За что, конечно, жестоко расплачиваются. Тут четко разграничиваются роли отца и матери. Марка изумляет дар Коди, но он остается на страже реальности и готов двигаться дальше, воспринимая мальчика как сына. С Джесси сложнее по очевидным причинам. Она мать и ее желание усыновить ребенка, когда рана от потери сына еще даже не начала заживать, уже наталкивает на подозрение. Что уж говорить о том моменте, когда она понимает масштаб дарования Коди.

Справедливости ради стоит отметить, что здесь трудно не поддаться соблазну: настольная книга Коди – энциклопедия про бабочек, и сны, которые ему снятся полны этих красивых насекомых. Когда он засыпает, они прилетают – яркие, разноцветные, с преобладанием синего мотыльки, олицетворяющие красоту жизни. Потом, когда Коди начинают сниться кошмары, бабочки превращаются в мух, моль, и с ними приходит человек-рак – чудище из подсознания Коди, ухмыляющийся скелет, обтянутый кожей. Он поглощает всех, кто дорог мальчику. Человек-рак воплощает смерть. Забывшись, Джесси теряет сначала связь с реальностью, а потом не замечает как сон становится кошмаром.

 

 

Фильм, как видно, проходится по нескольким темам. Тут и размытая грань между сном и явью, и игры в символизм, и взгляд на терапию под немного изощренным углом, и, прости господи, актуальные проблемы усыновления. Есть несколько приятных синефильских моментов и общее ощущение чего-то нового в жанре. Пусть даже не нового, но редкого, что уже хорошо. “Сомния” приятно лавирует между всеми этими вопросами, проблемами, страхами. Ровно до того момента, пока не срывается в одну из тем и не начинает называть вещи своими именами. Здесь происходит то же самое, что и когда просыпается Коди: бабочки исчезают и вместе с ними ощущение чуда, человек-рак исчезает и вместе с ним ощущение ужаса.

Возвращаясь к размышлениям над жанром, хрупкую гармонию страха в фильме ужасов может нарушить, как раз стремление включить свет, встать и все объяснить. Тогда страх может превратиться в смех. А это уже территория пост-модернистских дурачеств. Из последнего достаточно вспомнить отличную “Хижину в лесу”, где нам не просто встали и все объяснили, а прочитали лекцию. А у того же Вана, в умело воссоздающем классику “Заклятии”, включенный в конце свет немного испортил ощущение от, в общем-то, выдающейся картины.

“Сомния” – красивый, неторопливый и трагичный фильм ужасов. И достоинств у него больше, чем недостатков. Но проблема в том, что все недостатки пришлись на последние полчаса.  

 

Автор текста: Мирный Валерий

 

Фильм “Сомния” можно будет посмотреть с 21 апреля в сети кинотеатров “Синема сити”. Более подробную информацию можно узнать на сайте

21.11.2024
Зірка всесвіту Marvel (Стен грає там Бакі "Зимового солдата") полюбляє зніматися в незалежному, цікавому, малобюджетному кіно. Тільки за цей рік Себастіан Стен зіграв головні ролі в сатиричній драмі А...
Далее
21.11.2024
Біографічна драма Джеймса Менґолда ("Переступити межу", "Лоґан") про видатного співака й автора Боба Ділана "Повна невідомість" обіцяє стати останнім великим фільмом року, що закінчується. А також пре...
Далее