"Стоп-Земля": рецензия на фильм про то, как это быть украинским подростком

За годы, которые прошли с того момента как украинское художественное кино начало делать первые осмысленные шаги на пути к своей самоидентификации — то есть, примерно с 2014-го — наши режиссеры и сценаристы попытались освоить не одну тему и не один жанр. Касались эти темы, в основном, несправедливостей в прошлом, войны в настоящем. Отдельно стоят ужасающие попытки понять, что такое украинская комедия. 

За бортом при этом оставался огромный тематический пласт современности — поколение, рожденное и растущее в новом веке. Отдельные, опирающиеся на жанровые штампы сериалы не в счет. Причины для возникновения этой лакуны более или менее ясны, их можно уложить в два направления: бюджетное (мутное, "патриотическое" распределение господдержки) и возрастное (что могут сказать условно сорокалетние по-поводу условно семнадцатилетних?).   

Своим дебютным фильмом "Стоп-Земля" недавно ступившая за порог 30-летия Катерина Горностай исправляет ситуацию и приоткрывает завесу, скрывающую современных украинских старшеклассников. 

 

stop-zemlia

 

Главные герои ее картины — ученики 11 класса обычной благополучной киевской школы — трио нашедших друг друга одиночеств Маша, Сеня и Яна. Отдельно стоит парень Саша, в которого тайно влюблена Маша. В кадре то и дело мелькают другие ребята, но внимание режиссера ненавязчиво сосредоточено на этой четверке. 

Предмет исследования автора — складки их жизней. То есть быт, дружба, музыка, досуг, эмоции. Поэтому школа здесь не более чем локация, наряду с квартирами и двором. Поэтому потомственный психолог Катерина Горностай периодически ставит свой фильм на паузу и устраивает что-то вроде сеансов: общается со своими героями в формате вопрос-ответ. Спрашивает их о страхах, сексе, одиночестве, надеждах, будущем, настоящем.

Маша влюблена в Сашу и боится ему это сказать, Яна страдает от депрессии и никому, кроме токсичной матери, этого не говорит, Сеня тоже влюблен и тоже молчит об этом, Саша находится в перманентной растерянности: он совершенно не понимает себя и, соответственно, не знает, что он будет делать дальше. Кажется, что вот эти паузы для вопросов-ответов должны давать более глубокое представление о состояниях, в которых находятся ребята. И они, конечно, выступают таким подведением итогов, пояснительной запиской к характерам, но фильм работает немного сложнее. Паузы здесь и для того, чтобы остановиться в потоке жизни (отражением этого потока и видится фильм Горностай), заземлиться, крикнуть "стоп-земля" и осмыслить происходящее. Осмыслить не только для них, но и для нас. 

Ведь наблюдая за этими "детьми" понимаешь, что мы ничем особо не отличаемся. Переживания тех кто взрослеет и тех кого можно назвать взрослыми дотрагиваются до одних и тех же страхов. Страха раскрыться, страха остаться одним, страха не найти себя, страха сделать ошибку. Ответ на эти страхи, который дается устами Маши, мудрый в своей простоте: надо по чуть-чуть, смелыми рывками двигаться в том направлении, которое кажется интуитивно правильным и, возможно, все будет складываться так как хочется. 

Горностай оформляет вот это хрупкое содержание в форму мягкого реализма. Мы привыкли видеть истории про подростков как что-то с надрывом, кричащей драмой, выкрученными до предела эмоциями (сериал "Эйфория", как гиперпример), но режиссер выбирает легкое прикосновение к реальности. Такой подход может сказаться на количестве европейских фестивальных наград, однако к степени правдивости истории он отношения не имеет. Фильм "Стоп-Земля" стремится транслировать правду. Это стремление ощущается на самом глубинном его уровне. Вплоть до кастинга: школьников играют настоящие школьники, непрофессиональные актеры. 

Картина состоит из двух сюжетных пластов: близкого и того, что в отдалении. Первый — это сюжетные линии четырех ключевых героев. Для каждого здесь придумана своя детализированная вселенная: от одежды, музыкальных предпочтений, взаимоотношений со сверстниками и, что важно — родителями. Второй — это "дыханье и гул голосов на фоне", жизнь ребят из конкретной школы, конкретного класса, показанная потоком легко узнаваемых представителями всех поколений эпизодов, в которых плавают и эпизоды из жизни основного квартета. При этом Горностай никуда не торопится. Сцены в ее фильме неторопливы. Режиссер словно ждет когда они наполнятся жизнью. И они наполняются.

Точкой соприкосновения этих двух сюжетных направлений и становится общая картина взросления. При этом Горностай отчасти идеализирует реальность своих героев. Есть стойкое ощущение, что это и фантазия тоже. Это слышно по их диалогам, по саундреку — замечательному, но существующему как бы отдельно. Происходит эта идеализация то ли от любви режиссера к персонажам, то ли от желания "сделать правильно", то ли потому что автор не может иначе — не столь важно. Важно, что в итоге получается у Горностай кино в чем-то парадоксальное: правдивое и выдуманное одновременно.

Сила же ее дебюта в том, что там где другое кино провалилось бы в одном из направлений, сфальшивило, раздражало бы диссонансом, фильм "Стоп-Земля" замирает в суперпозиции гуманистического, ненавязчиво терапевтического высказывания. Это кино внимательное к деталям и к своим персонажам. Кино "насмотренное" (фильм "Стоп-Земля" наполнен той свободой, которую транслировали еще режиссеры французской Новой волны) и очень зрительское.

Горностай удалось открыть дверь в жизнь поколения. Было бы хорошо, если следом в нее вошли другие и показали новые грани их реальности.   

 

 

Автор текста: Мирный Валерий

17.01.2025
Обраний президент Дональд Трамп хоче зробити Голлівуд "сильнішим, ніж будь-коли". Тому він вирішив призначити Сильвестра Сталлоне, Мела Гібсона та Джона Войта своїми "спеціальними послами", чиє завдан...
Далее
17.01.2025
Помер легендарний режисер Девід Лінч. Йому було 78 років. Новина очікувана та несподівана одночасно. У режисера були серйозні проблеми з легенями: через багаторічне паління в нього розвинулася емфізем...
Далее
16.01.2025
Опубліковано трейлер фільму "Мавпа" — нової роботи Оза Перкінса, першого в його кар'єрі комедійного горору. Події тут відбуваються в декількох часових площинах, але головні герої одні й ті самі: це бр...
Далее