"Темные времена": рецензия на историческую фантазию с Гэри Олдменом в роли Уинстона Черчилля

В украинский прокат вышел фильм "Темные времена" - новая работа британца Джо Райта, режиссера со вкусом и большого любителя исторических декораций. В свое время Райт экранизировал викторианскую классику ("Гордость и предубеждение"), современную классику ("Искупление" по роману Иэна Макьюэна), русскую классику ("Анна Каренина") и детскую - "Пэн: Путешествие в Нетландию". 

Не всегда его фильмам сопутствовал успех в прокате, но в умении находить золотую середину между трогательной мелодрамой и небанальной зрелищностью режиссеру не откажешь. 

 

 

Май 40-го. Лондон. Парламент только что отстранил от своих обязанностей премьер-министра Чемберлена. Причина - он не справился со своими обязанностями в военное время. Чемберлен просит занять свое место лорда Галифакса, но тот осторожничает и явно боится брать на себя ответственность за нацию в такой непростой период. Деваться некуда, приходится звать Уинстона Черчилля. Тот единственный из всех политиков предупреждал о Гитлере. Плюс - у него есть опыт в международных делах. Пусть и сомнительный, по мнению некоторых.  

Черчилль - пьющий эксцентрик, поэтому его многие боятся, но еще он чрезвычайно решителен и фактурен, поэтому ему доверяет народ. Галифакс же хочет руками нового премьер-министра подписать мирный договор с Германией и отвернуться от Европы. Он сторонник пораженческой идеи: нацистов победить нельзя, а значит нужно сдаться. И факты вроде бы на его стороне: почти вся британская армия окружена под Дюнкерком, Рузвельт связан по рукам и ногам американскими законами, Франция вот-вот падет. 

Ощущая груз ответственности и всю тяжесть безвыходного положения, Черчилль мечется между продолжением борьбы и позорным мирным договором с Гитлером. 

 

Darkest_Hour

 

Забавно, что в 2017-м (а премьера "Темных времен" состоялась в прошлом году) вышло сразу два фильма про оккупированный Дюнкерк: одноименная лента Нолана и картина Джо Райта. В первом случае события касались операции "Динамо" непосредственно. Во втором - окруженные в Дюнкерке солдаты стали серьезной частью сюжета. Случай не только забавный. Он позволяет говорить о разном подходе к истории двух режиссеров.   

Там, где Нолан бъет на эффект с помощью реалистичности и ловкого монтажа, Райт мыслит эмоциями. Оба под конец спотыкаются. "Дюнкерк" замыкается на себе и не становится чем-то большим. Всего лишь сложный часовой механизм. Во второй части своего фильма Райт чересчур увлекается внутренними терзаниями Черчилля и немного сбивается с ритма.

Но, что приятно - режиссер "Темных времен" прекрасно понимает, что история - это память, а память зачастую подводит даже самого уверенного в себе свидетеля. Оставив факты, Райт концентрируется на главном - персонажах и картинке. Солирует здесь, понятное дело, Гэри Олдмен. Актер своей харизмой разбавляет сложившееся исторически представление о Черчилле. За слоями грима и накладок выглядывает тот самый Олдмен с немного лукавой и истеричной манерой игры. Вложив в персонажа частичку своего эго, актер придал ему объем. Так оживает история. 

Существовать в тени гиганта тяжело, но заслуженное экранное время получили и Кристин Скотт Томас, с достоинством играющая жену политика Клементину, и Бен Мендельсон в роли короля Георга VI (того самого, который заикался), и Стивен Диллэйн, играющий осторожного Галифакса. 

 

 

Райт снимает уже второй фильм, действие которого затрагивает Дюнкеркскую операцию. В 2007-м вышла военная мелодрама "Искупление", в которой события происходили с другой стороны Ла-Манша, на французском берегу. В том фильме Райт тоже имел дело с ускользающими материями: памятью и чувствами. Но над "Искуплением" работал другой сценарист (опытный Кристофер Хэмптон). "Темные времена" написал автор байопика про Стивена Хокинга "Теорема всего" - Энтони Маккартен. Разница чувствуется сразу.

Маккартен при том, что саму историю рассказывает не сбиваясь, часто скатывается в чистую пошлость. Здесь есть эпизод, в котором Черчилль спускается в лондонскую подземку, чтобы спросить у простых англичан, что делать с Гитлером. Те, как один, отвечают, что нацистов надо бить до последнего. А потом принимаются декламировать Шекспира. Райт следует букве сценария и в своем стиле пытается приукрасить каждую сцену. Выглядит диковато. 

С другой стороны, "Тёмные времена" по своей сути - чистый аттракцион и такие моменты хоть и выбиваются из исторического контекста, но зато отлично вписываются в ту карусель развлечений, которую создает режиссер. Помогает ему выдающийся оператор Брюно Дельбоннель, работавший с Сокуровым ("Фауст"), Коэнами ("Внутри Льюина Дэвиса") и Бертоном ("Мрачные тени"). Последнее название отлично описывает то, что делает Дельбоннель в фильме Райта. Герой Олдмена передвигается в замкнутых пространствах со скудным освещением. Черчилль словно кутается в тени сомнений, табачного дыма и страха. Что неудивительно: великий политик хоть и предупреждал всех о Гитлере и ненавидит его, но боится еще больше. Да и великим он стал уже потом, после того как преодолел свой страх.  

В картине это показано довольно просто и элегентно: Черчилль всю дорогу материт Гитлера, придумывая скабрезные выражения, кажется, на ходу, но после принятия судьбоносного решения и заручившись поддержкой народа, премьер-министр становится более сдержанным в выражениях. Страх отпустил, куда двигаться дальше ясно, теперь надо не говорить, а действовать. 

Энергичным всю дорогу выглядит и сам Черчилль. Он суетится, ругается, много пьет, шутит и курит одну сигару за другой. Олдмен показал человека смелого и боящегося одновременно. Человека, природа которого стремится к авантюрам и риску, но которого сковывают отвественность, прошлое, трусливые политики.

Безусловно "Темные времена" - это ничем не замутненное развлечение, но плюс ко всему Райт сумел доступным языком рассказать о тяжести принятия решений. И том, что за выбором скрывается или бесславное забвение, или величие. 

 

Darkest_Hour

 

Автор текста: Мирный Валерий 

21.02.2020
Новый трейлер вполне возможно станет последним практически трехминутным роликом опубликованным HBO перед выходом третьего сезона. До него осталось меньше месяца, премьера назначена уже на 15 марта. Зд...
Далее
19.02.2020
А также Роберт Де Ниро. Об этом проекте мы уже писали. Лента будет основана на одноименной нон-фикшн книге авторства Дэвида Гранна. События в ней будут развиваться в 20-х года прошлого столетия в штат...
Далее
18.02.2020
Строго говоря, сериал не совсем новый: он основан на одноименной антологии того же Спилберга, которую он курировал в 1985 году. Правда сюжеты в версии 2020 года будут опираться на сегодняшние реалии и...
Далее