"Темные времена": рецензия на историческую фантазию с Гэри Олдменом в роли Уинстона Черчилля
В украинский прокат вышел фильм "Темные времена" - новая работа британца Джо Райта, режиссера со вкусом и большого любителя исторических декораций. В свое время Райт экранизировал викторианскую классику ("Гордость и предубеждение"), современную классику ("Искупление" по роману Иэна Макьюэна), русскую классику ("Анна Каренина") и детскую - "Пэн: Путешествие в Нетландию".
Не всегда его фильмам сопутствовал успех в прокате, но в умении находить золотую середину между трогательной мелодрамой и небанальной зрелищностью режиссеру не откажешь.
Май 40-го. Лондон. Парламент только что отстранил от своих обязанностей премьер-министра Чемберлена. Причина - он не справился со своими обязанностями в военное время. Чемберлен просит занять свое место лорда Галифакса, но тот осторожничает и явно боится брать на себя ответственность за нацию в такой непростой период. Деваться некуда, приходится звать Уинстона Черчилля. Тот единственный из всех политиков предупреждал о Гитлере. Плюс - у него есть опыт в международных делах. Пусть и сомнительный, по мнению некоторых.
Черчилль - пьющий эксцентрик, поэтому его многие боятся, но еще он чрезвычайно решителен и фактурен, поэтому ему доверяет народ. Галифакс же хочет руками нового премьер-министра подписать мирный договор с Германией и отвернуться от Европы. Он сторонник пораженческой идеи: нацистов победить нельзя, а значит нужно сдаться. И факты вроде бы на его стороне: почти вся британская армия окружена под Дюнкерком, Рузвельт связан по рукам и ногам американскими законами, Франция вот-вот падет.
Ощущая груз ответственности и всю тяжесть безвыходного положения, Черчилль мечется между продолжением борьбы и позорным мирным договором с Гитлером.
Забавно, что в 2017-м (а премьера "Темных времен" состоялась в прошлом году) вышло сразу два фильма про оккупированный Дюнкерк: одноименная лента Нолана и картина Джо Райта. В первом случае события касались операции "Динамо" непосредственно. Во втором - окруженные в Дюнкерке солдаты стали серьезной частью сюжета. Случай не только забавный. Он позволяет говорить о разном подходе к истории двух режиссеров.
Там, где Нолан бъет на эффект с помощью реалистичности и ловкого монтажа, Райт мыслит эмоциями. Оба под конец спотыкаются. "Дюнкерк" замыкается на себе и не становится чем-то большим. Всего лишь сложный часовой механизм. Во второй части своего фильма Райт чересчур увлекается внутренними терзаниями Черчилля и немного сбивается с ритма.
Но, что приятно - режиссер "Темных времен" прекрасно понимает, что история - это память, а память зачастую подводит даже самого уверенного в себе свидетеля. Оставив факты, Райт концентрируется на главном - персонажах и картинке. Солирует здесь, понятное дело, Гэри Олдмен. Актер своей харизмой разбавляет сложившееся исторически представление о Черчилле. За слоями грима и накладок выглядывает тот самый Олдмен с немного лукавой и истеричной манерой игры. Вложив в персонажа частичку своего эго, актер придал ему объем. Так оживает история.
Существовать в тени гиганта тяжело, но заслуженное экранное время получили и Кристин Скотт Томас, с достоинством играющая жену политика Клементину, и Бен Мендельсон в роли короля Георга VI (того самого, который заикался), и Стивен Диллэйн, играющий осторожного Галифакса.
Райт снимает уже второй фильм, действие которого затрагивает Дюнкеркскую операцию. В 2007-м вышла военная мелодрама "Искупление", в которой события происходили с другой стороны Ла-Манша, на французском берегу. В том фильме Райт тоже имел дело с ускользающими материями: памятью и чувствами. Но над "Искуплением" работал другой сценарист (опытный Кристофер Хэмптон). "Темные времена" написал автор байопика про Стивена Хокинга "Теорема всего" - Энтони Маккартен. Разница чувствуется сразу.
Маккартен при том, что саму историю рассказывает не сбиваясь, часто скатывается в чистую пошлость. Здесь есть эпизод, в котором Черчилль спускается в лондонскую подземку, чтобы спросить у простых англичан, что делать с Гитлером. Те, как один, отвечают, что нацистов надо бить до последнего. А потом принимаются декламировать Шекспира. Райт следует букве сценария и в своем стиле пытается приукрасить каждую сцену. Выглядит диковато.
С другой стороны, "Тёмные времена" по своей сути - чистый аттракцион и такие моменты хоть и выбиваются из исторического контекста, но зато отлично вписываются в ту карусель развлечений, которую создает режиссер. Помогает ему выдающийся оператор Брюно Дельбоннель, работавший с Сокуровым ("Фауст"), Коэнами ("Внутри Льюина Дэвиса") и Бертоном ("Мрачные тени"). Последнее название отлично описывает то, что делает Дельбоннель в фильме Райта. Герой Олдмена передвигается в замкнутых пространствах со скудным освещением. Черчилль словно кутается в тени сомнений, табачного дыма и страха. Что неудивительно: великий политик хоть и предупреждал всех о Гитлере и ненавидит его, но боится еще больше. Да и великим он стал уже потом, после того как преодолел свой страх.
В картине это показано довольно просто и элегентно: Черчилль всю дорогу материт Гитлера, придумывая скабрезные выражения, кажется, на ходу, но после принятия судьбоносного решения и заручившись поддержкой народа, премьер-министр становится более сдержанным в выражениях. Страх отпустил, куда двигаться дальше ясно, теперь надо не говорить, а действовать.
Энергичным всю дорогу выглядит и сам Черчилль. Он суетится, ругается, много пьет, шутит и курит одну сигару за другой. Олдмен показал человека смелого и боящегося одновременно. Человека, природа которого стремится к авантюрам и риску, но которого сковывают отвественность, прошлое, трусливые политики.
Безусловно "Темные времена" - это ничем не замутненное развлечение, но плюс ко всему Райт сумел доступным языком рассказать о тяжести принятия решений. И том, что за выбором скрывается или бесславное забвение, или величие.
Автор текста: Мирный Валерий