"Уиджа: Происхождение зла": когда вторая часть лучше первой
Американские 70-е, пасторальный пригород неизвестного города, мама и две дочери живут за счет спиритических сеансов, проводимых для убитых горем стариков, мужей, жен и так далее. Ремесло отточено до жеста, но после смерти отца денег на коммуналку все равно не хватает. Одна из дочерей предлагает осовременить бизнес и использовать модную спиритическую доску "Уиджа". На нее нанесены буквы алфавита, цифры и ответы на простые вопросы: "Да", "Нет". Планшетка-указатель со стеклышком, через которое можно увидеть духов, прилагается.
Мама сначала артачится, демонстрируя привычную для профессии консервативность, но потом к своему удовольствию соглашается. А вот радость дочерей сходит на нет почти сразу: младшая начинает разговаривать с пустотой и принимает послания из другого мира, старшая все замечает, но ей по законам жанра никто не верит.
Фильм "Астрал" Джеймса Вана вдохнул новую жизнь в поджанр ужасов про дома, потусторонний мир и детей, чем не преминула воспользоваться индустрия. У режиссера и сценариста Майка Флэнегана пока что получается лучше всего. Будучи самостоятельной творческой единицей и не нуждающийся в сравнениях, Флэнеган снимает скромные, стильные, умные и хитрые фильмы ужасов, создавая одну из лучших фильмографий в жанре. На его счету фильм про брата, сестру и обитаемое зеркало ("Окулус"), жуткий триллер про глухую девушку и убийцу с ножом ("Тишина"), хоррор про необычного ребенка и подсознание ("Сомния") и отличный дебют, снятый за три копейки ("Отсутствие").
На первый взгляд кажется, что "Уиджа: Происхождение зла" - приквел к успешному в коммерческом плане, но провальному во всех остальных фильму "Уиджа: Доска Дьявола" 2014 года, не очень вписывается в фильмографию Флэнегана. Но режиссер принимает единственное верное решение и снимает (и пишет) свой фильм, не замечая предыдущего. "Уиджа: Происхождение зла" можно смело воспринимать, как отдельную историю.
Флэнеган, вообще, один из немногих режиссеров в жанре, делающих упор в первую очередь на содержание. В "Уиджа" есть несколько цитат из классики ("Изгоняющий дьявола" Уильяма Фридкина, например), но это скорее бравада, чем заимствование. Рассказ режиссер ведет обстоятельно, начинает издалека, постепенно набирая обороты и финиширует неожиданным сюжетным твистом. Это ни в коем случае не означает, что он жертвует фактурой. Флэнеган максимально использует возраст и внешность маленькой Лулу Вилсон, чтобы добиться нужного ему жуткого эффекта. Старшую дочь играет Анналиса Бассо - девочка из "Окулуса", что приятно, а маму - опытная Элизабет Ризер ("Настоящий детектив", "Сумерки"). Характерным признакам времени отведено ровно столько времени и места, сколько нужно.
В "Уиджа" работает принцип "лучшее - враг хорошего". Это именно, что хороший фильм опытного мастера, которых часто не хватает в потоке либо хитов, либо провалов. История о том, что зло готово ответить ослабленным горем людям в любой момент, обретает здесь не масштаб, а четкую формулировку и пугающее троеточие в конце.
Автор текста: Мирный Валерий
Фильм “Уиджа: Происхождение зла” можно посмотреть с 27 октября в сети кинотеатров “Синема сити”. Более подробную информацию можно узнать на сайте.
Читайте также:
"БОИШЬСЯ ЛИ ТЫ ТЕМНОТЫ?": ДЕСЯТЬ ФИЛЬМОВ УЖАСОВ НА ХЭЛЛОУИН. И ДЛЯ ЖИЗНИ