Умер режиссер Майкл Чимино
Директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо первым сообщил о смерти режиссера в субботу. Причины смерти не разглашаются, но известно, что Чимино умер в окружении близких. Ему было 77 лет. Казалось бы, возраст почетный, но новость все-равно грустная.
Майкла Чимино принято вспоминать по фильму "Охотник на оленей" 1978 года, за который он получил два "Оскара": продюсерский и режиссерский, и по картине "Врата рая", снятой в 1980-м вслед за "Охотником" и на волне его успеха. В "Охотнике на оленей" Чимино одним из первых серьезно заговорил об опыте войны во Вьетнаме. Фильм "Врата рая", искалеченный монтажными ножницами продюсеров и обруганный всеми кому не лень в момент выхода, похоронил студию United Artists, но, что более важно — уничтожил карьеру Чимино. Режиссер так и не оправится после этого провала.
Начиная с 1980 года он снял всего четыре фильма: "Год дракона", "Сицилиец", "Часы отчаяния" и "Ловец солнца". Причем последний — аж в далеком 1996-м. Все картины по инерции обругали, почти все провалились в прокате. Но за энциклопедической историей есть история альтернативная.
Темный, запутанный и выдающийся "Год дракона" повлиял на фильмы Квентина Тарантино и постфактум стал украшением американского кино 80-х, а вместе с тем — одним из лучших фильмов с Микки Рурком. В засмотренном до дыр "Охотнике на оленей" Чимино, кроме жесткого высказывания о войне во Вьетнаме, реабилитировал, очеловечил русско-украинских эмигрантов в Америке. И это в разгар Холодной войны. Вестерн "Врата рая", выпущенный в отреставрированной режиссерской версии, много позже был показан на больших экранах на фестивалях в Венеции и Локарно и признан шедевром мирового кинематографа. Сюда надо добавить мастерский дебют Чимино — "Громобой и Быстроножка" с Клинтом Иствудом и Джеффом Бриджесом в главных ролях. И по-хорошему несовершенные "Часы отчаяния", "Ловец солнца" и эканизацию романа Марио Пьюзо — фильм "Сицилиец".
Майклу Чимино не всегда везло с производством картин, часто он становился заложником своего трудного характера. Будучи частью "Нового Голливуда" 70-х он в то же время стоял в стороне, не вписывался. Творческий путь Чимино — это путь аутсайдера, и он был самым трагичным в истории "Нового Голливуда" (даже по сравнению с карьерой, например, Уильяма Фридкина), но его лучшие картины пусть с опозданием, но реабилитировали. И хорошо, что он успел стать частью этого триумфа.
Автор текста: Мирный Валерий