В поисках утраченного времени: рецензия на фильм "Дом Гуччи"

Пожилой (84 года), но все еще чрезвычайно активный и обладающий серьезным весом в киноиндустрии британец Ридли Скотт выпустил в этом году два масштабных, дорогих фильма. Первый — основанная на реальных событиях историческая драма о незавидном положении женщины в XIV столетии, "Последняя дуэль", сценарий которой написали Мэтт Деймон, Бен Аффлек и Николь Холофсенер. 

Второй — тоже основанная на реальных событиях драма только теперь о катастрофическом вмешательстве женщины в дела модного дома "Гуччи" и в отличии от предельно серьезной "Дуэли" — с кричаще комедийным уклоном. 

 

Gucci

 

В обоих фильма Ридли Скотт попытался не только рассказать о том, что было, но и проложить смысловые тропинки к нашему времени. Через призму "Последней дуэли" видно насколько разобщено человечество по состоянию на конец 2021 года. А еще, что положение женщины в обществе хоть и изменилось качественно, все равно строится на принципах заложенных в темное время, на принципах гендерного неравенства. 

Фильм "Дом Гуччи" менее прямолинеен. Согласно заявленного синопсиса в нем рассказывается история убийства Маурицио Гуччи — внука основателя итальянского модного дома Гуччио Гуччи и последнего главы семейного бизнеса (Маурицио принадлежало 50% акций "Гуччи"). Его убили по заказу жены Патриции Реджани в 1995 году. 

Однако сказать, что это единственная или магистральная сюжетная линия картины нельзя. Она безусловно системообразующая, но режиссера интересует не само преступление, а предпосылки семейного раскола, начало распада модного дома "Гуччи", которое наметилось до появления Реджани. Как следствие, много времени Ридли Скотт тратит на создание характеров каждого из ключевых персонажей семьи и на формирование связей между ними. 

На сцену поочередно выходят отец Маурицио Родольфо Гуччи — властный охранитель семейных традиций, брат Родольфо Альдо Гуччи — пример эмоционального и хитрого итальянского дельца, который открыт к радикальным изменениям, но производит их несколько нелепым образом и сын Альдо Паоло Гуччи — комичный неудачник, пытающийся вплести свой талант в семейное наследие, привнести свежие идеи, но страдающий от полнейшего отсутствия вкуса. 

Между этими тремя ненадежными огнями будут метаться Маурицио и Патриция. Последняя — персонаж сложный. Видно, что любовь к мужу соседствует в ней с желанием контролировать роскошь; деятельно взяться за перекройку бизнеса, частью которого Патриция себя мнит. Мнит зря, поскольку официально ее никто к правлению не допускает.  

Ограниченная в возможностях, Патриция становится серым кардиналом "Гуччи". Она давит на Маурицио, уговаривая его вернутся к делам и довольно подлым способом ставит мужа во главе семейного бизнеса. Сделав всю грязную работу чужими руками, безвольный и зависимый от партнерш Маурицио решает отстраниться от жены и заводит себе любовницу. Патриция же персонаж ко всему прочему эмоциональный и мстительный. Предательства, которые она со спокойной совестью совершала по отношению к остальным членам семейства своему мужу она не прощает. 

Но как уже говорилось нездоровая динамика их отношений, дьявол в которой сидел с самого начала: Патриция Реджани в отличие от Маурицио была из простой семьи, на лицо классовая проблема — здесь не видится главной. Самая трагичная и эмоциональная сцена происходит задолго до смерти Маурицио: когда вышедший из тюрьмы (куда его отправила Патриция) пожилой Альдо Гуччи вынужден продать свою часть семейного бизнеса людям, которые никакого отношения к Гуччи не имели. Балагурящий всю дорогу Аль Пачино (Альдо) сыграл ее душераздирающе. В его слезах и беспомощности видна трагедия, настоящая трагедия фильма: семья, которая создала один из самых роскошных и красивых брендов в мире в силу внутренней раздробленности и с помощью внешних катализаторов была вытеснена из своего бизнеса. Лишена наследия. 

И, соответственно, убийство Маурицио — человека, которому по состоянию на 95-й оставалось лишь бессмысленно тратить вырученные от продажи своей доли в компании деньги — логическое завершение этой трагедии. Финал, к которому Маурицио подвел циничный в своей точности Ридли Скотт рифмуется с переходом бренда "Гуччи" под полный контроль арабских бизнесменов: если в твоем существовании нету смысла, то оно и не нужно.

 

house-of-gucci

 

Ридли Скотт снимает быстро. Это видно по его последним фильмам, которые словно торопятся куда-то. От этого создается впечатление, что режиссер упускает важное. Однако это не так. Быстрота работы и суровая лаконичность мышления Скотта сказались разве что на структуре фильма "Дом Гуччи": картина лихо начинается и так же лихо заканчивается, но в средине превращается в скороговорку. Словно режиссер хочет побыстрее проговорить детали махинаций Патриции и Маурицио и сразу перейти к выводам. Эта скороговорка режет слух, но впечатление от картины не портит: слишком уж убедительный у фильма финал и слишком хороши здесь актерские работы. 

Гага сыграла отлично. Ее персонаж здесь все же не по центру, как нам внушали трейлеры, но роль Патриции Реджани, как говорится, создана для актрисы: Гага умеет внушительно присутствовать в кадре (и в жизни тоже), она харизматична, эмоциональна и создает персонажей старательно и подробно, вплоть до мелочей. 

В своей стихии видится и Адам Драйвер. Его Маурицио — привычный для актера мягкий нарцисс, который умеет обаять, но за неприятно поджатым подбородком которого скрывается не только бесхарактерность, но и беспринципность. 

Самая сильная роль как ни удивительно у Аль Пачино, который здесь показывает весь свой привычный арсенал (основанные на невероятной харизме актера крики, балагурство, энергичность, трогательность). Именно через личную трагедию Альдо Гуччи мы можем прочувствовать глобальную трагедию, заложенную в этом фильме. Трагедию от потери того, что всегда было твоим и казалось, что всегда будет твоим. 

Джаред Лето в рамках своего актерского таланта и метода (внешняя трансформация; не внутренняя) сыграл хорошо, но его Паоло Гуччи — персонаж довольно карикатурный и как будто недопоказанный. Карикатурность или кэмповость в фильме "Дом Гуччи", вообще, взяты на вооружение (тот же Альдо). Что опять-таки может резать глаз, но в отличие от скомканной в повествовательном плане середины картины, режет глаз эта кэмповость не как недостаток, а как чужеродный элемент. 

Однако, чужероден он только на первый взгляд. Ридли Скотт намеренно не консультировался ни с выжившими членами семейства Гуччи (чем заслужил их глубокую обиду), ни с Томом Фордом (модельер не обиделся, лишь подивился странности фильма), ни с Патрицией Реджани (она огрызнулась в сторону и Гаги, и режиссера). Не консультировался он по своим причинам, но очищенный от влияния участников событий фильм "Дом Гуччи" стал таким поп-культурным взглядом на эту историю. Отсюда и кэмп, и юмор (работающий) в этой довольно грустной ленте. 

Ведь призма поп-культуры — это мешанина того, что цепляет. И в фильме Ридли Скотта множество таких цепляющих элементов. 

Тем не менее, обмануться не получится: в руках режиссера последняя история семьи Гуччи выглядит реминисценцией об утраченных возможностях, напоминанием о том, что есть ошибки, которые не проработаешь. Время, утрату которого не примешь.  

 

 

Автор текста: Мирный Валерий

22.11.2024
Після того як було оголошено повернення Роберта Дауні-молодшого у кіновсесвіт Marvel в ролі нового головного поганця Доктора Дума історія про скасування Джонатана Мейджорса та про його колишню важливу...
Далее
22.11.2024
Дж. Дж. Абрамса повертається до режисури. Останній фільм, що зняв американець датовано 2019 роком. Це був "Зоряні війни: Скайвокер. Сходження", який завершив новітню трилогію не на найкращій ноті, про...
Далее
22.11.2024
Опубліковано трейлер мультфільму "Еліо" — нової оригінальної роботи анімаційної студії Pixar. Оригінальної означає, що "Еліо" не є частиною франшизи, як цьогорічний "Думками навиворіт 2" чи запланован...
Далее