В поисках утраченного времени: рецензия на фильм "Дом Гуччи"
Пожилой (84 года), но все еще чрезвычайно активный и обладающий серьезным весом в киноиндустрии британец Ридли Скотт выпустил в этом году два масштабных, дорогих фильма. Первый — основанная на реальных событиях историческая драма о незавидном положении женщины в XIV столетии, "Последняя дуэль", сценарий которой написали Мэтт Деймон, Бен Аффлек и Николь Холофсенер.
Второй — тоже основанная на реальных событиях драма только теперь о катастрофическом вмешательстве женщины в дела модного дома "Гуччи" и в отличии от предельно серьезной "Дуэли" — с кричаще комедийным уклоном.
В обоих фильма Ридли Скотт попытался не только рассказать о том, что было, но и проложить смысловые тропинки к нашему времени. Через призму "Последней дуэли" видно насколько разобщено человечество по состоянию на конец 2021 года. А еще, что положение женщины в обществе хоть и изменилось качественно, все равно строится на принципах заложенных в темное время, на принципах гендерного неравенства.
Фильм "Дом Гуччи" менее прямолинеен. Согласно заявленного синопсиса в нем рассказывается история убийства Маурицио Гуччи — внука основателя итальянского модного дома Гуччио Гуччи и последнего главы семейного бизнеса (Маурицио принадлежало 50% акций "Гуччи"). Его убили по заказу жены Патриции Реджани в 1995 году.
Однако сказать, что это единственная или магистральная сюжетная линия картины нельзя. Она безусловно системообразующая, но режиссера интересует не само преступление, а предпосылки семейного раскола, начало распада модного дома "Гуччи", которое наметилось до появления Реджани. Как следствие, много времени Ридли Скотт тратит на создание характеров каждого из ключевых персонажей семьи и на формирование связей между ними.
На сцену поочередно выходят отец Маурицио Родольфо Гуччи — властный охранитель семейных традиций, брат Родольфо Альдо Гуччи — пример эмоционального и хитрого итальянского дельца, который открыт к радикальным изменениям, но производит их несколько нелепым образом и сын Альдо Паоло Гуччи — комичный неудачник, пытающийся вплести свой талант в семейное наследие, привнести свежие идеи, но страдающий от полнейшего отсутствия вкуса.
Между этими тремя ненадежными огнями будут метаться Маурицио и Патриция. Последняя — персонаж сложный. Видно, что любовь к мужу соседствует в ней с желанием контролировать роскошь; деятельно взяться за перекройку бизнеса, частью которого Патриция себя мнит. Мнит зря, поскольку официально ее никто к правлению не допускает.
Ограниченная в возможностях, Патриция становится серым кардиналом "Гуччи". Она давит на Маурицио, уговаривая его вернутся к делам и довольно подлым способом ставит мужа во главе семейного бизнеса. Сделав всю грязную работу чужими руками, безвольный и зависимый от партнерш Маурицио решает отстраниться от жены и заводит себе любовницу. Патриция же персонаж ко всему прочему эмоциональный и мстительный. Предательства, которые она со спокойной совестью совершала по отношению к остальным членам семейства своему мужу она не прощает.
Но как уже говорилось нездоровая динамика их отношений, дьявол в которой сидел с самого начала: Патриция Реджани в отличие от Маурицио была из простой семьи, на лицо классовая проблема — здесь не видится главной. Самая трагичная и эмоциональная сцена происходит задолго до смерти Маурицио: когда вышедший из тюрьмы (куда его отправила Патриция) пожилой Альдо Гуччи вынужден продать свою часть семейного бизнеса людям, которые никакого отношения к Гуччи не имели. Балагурящий всю дорогу Аль Пачино (Альдо) сыграл ее душераздирающе. В его слезах и беспомощности видна трагедия, настоящая трагедия фильма: семья, которая создала один из самых роскошных и красивых брендов в мире в силу внутренней раздробленности и с помощью внешних катализаторов была вытеснена из своего бизнеса. Лишена наследия.
И, соответственно, убийство Маурицио — человека, которому по состоянию на 95-й оставалось лишь бессмысленно тратить вырученные от продажи своей доли в компании деньги — логическое завершение этой трагедии. Финал, к которому Маурицио подвел циничный в своей точности Ридли Скотт рифмуется с переходом бренда "Гуччи" под полный контроль арабских бизнесменов: если в твоем существовании нету смысла, то оно и не нужно.
Ридли Скотт снимает быстро. Это видно по его последним фильмам, которые словно торопятся куда-то. От этого создается впечатление, что режиссер упускает важное. Однако это не так. Быстрота работы и суровая лаконичность мышления Скотта сказались разве что на структуре фильма "Дом Гуччи": картина лихо начинается и так же лихо заканчивается, но в средине превращается в скороговорку. Словно режиссер хочет побыстрее проговорить детали махинаций Патриции и Маурицио и сразу перейти к выводам. Эта скороговорка режет слух, но впечатление от картины не портит: слишком уж убедительный у фильма финал и слишком хороши здесь актерские работы.
Гага сыграла отлично. Ее персонаж здесь все же не по центру, как нам внушали трейлеры, но роль Патриции Реджани, как говорится, создана для актрисы: Гага умеет внушительно присутствовать в кадре (и в жизни тоже), она харизматична, эмоциональна и создает персонажей старательно и подробно, вплоть до мелочей.
В своей стихии видится и Адам Драйвер. Его Маурицио — привычный для актера мягкий нарцисс, который умеет обаять, но за неприятно поджатым подбородком которого скрывается не только бесхарактерность, но и беспринципность.
Самая сильная роль как ни удивительно у Аль Пачино, который здесь показывает весь свой привычный арсенал (основанные на невероятной харизме актера крики, балагурство, энергичность, трогательность). Именно через личную трагедию Альдо Гуччи мы можем прочувствовать глобальную трагедию, заложенную в этом фильме. Трагедию от потери того, что всегда было твоим и казалось, что всегда будет твоим.
Джаред Лето в рамках своего актерского таланта и метода (внешняя трансформация; не внутренняя) сыграл хорошо, но его Паоло Гуччи — персонаж довольно карикатурный и как будто недопоказанный. Карикатурность или кэмповость в фильме "Дом Гуччи", вообще, взяты на вооружение (тот же Альдо). Что опять-таки может резать глаз, но в отличие от скомканной в повествовательном плане середины картины, режет глаз эта кэмповость не как недостаток, а как чужеродный элемент.
Однако, чужероден он только на первый взгляд. Ридли Скотт намеренно не консультировался ни с выжившими членами семейства Гуччи (чем заслужил их глубокую обиду), ни с Томом Фордом (модельер не обиделся, лишь подивился странности фильма), ни с Патрицией Реджани (она огрызнулась в сторону и Гаги, и режиссера). Не консультировался он по своим причинам, но очищенный от влияния участников событий фильм "Дом Гуччи" стал таким поп-культурным взглядом на эту историю. Отсюда и кэмп, и юмор (работающий) в этой довольно грустной ленте.
Ведь призма поп-культуры — это мешанина того, что цепляет. И в фильме Ридли Скотта множество таких цепляющих элементов.
Тем не менее, обмануться не получится: в руках режиссера последняя история семьи Гуччи выглядит реминисценцией об утраченных возможностях, напоминанием о том, что есть ошибки, которые не проработаешь. Время, утрату которого не примешь.
Автор текста: Мирный Валерий