Венецианский кинофестиваль-2016: итоги
На выходных завершился Венецианский кинофестиваль, старейший международный смотр фильмов. В этом году жюри основного конкурса возглавлял режиссер Сэм Мендес, постановщик, как сложных интеллектуальных драм: "Красота по-американски", "Дорога перемен", так и двух последних и крайне успешных фильмов "бондианы": "Скайфол" и "Спектр". Кроме Мендеса, в состав жюри входили: документалист Джошуа Оппенхаймер ("Акт убийства", "Взгляд тишины"), немецкая актриса Нина Хосс ("Феникс", "Барбара") и ее итальянская коллега Кьяра Мастрояни (дочь Катрин Денёв и Марчелло Мастроянни), музыкант-авангардист, а с некоторых пор и режиссер Лори Андерсон ("Сердце собаки").
Как видно, жюри в этом году подобрали примерно одного интеллектуального уровня. И он, надо сказать, достаточно высокий. Поэтому и итоговые решения оказались более чем удовлетворительными. Главную награду фестиваля — "Золотого льва" получил филиппинский режиссер Лав Диас за фильм "Женщина, которая ушла". Диас — любитель Толстого и Достоевского, и режиссер с достаточно радикальным взглядом на кинематограф. Средняя продолжительность его фильмов составляет 6-8 часов. В определенный момент просмотра время и вовсе перестаешь замечать. Фильм "Женщина, которая ушла" не такой безжалостный к зрителю: картина идет всего четыре часа. Но в любом случае, главный приз настолько престижного фестиваля — это важная победа для эспериментального кино.
Вторую по значимости награду — "Гран-при" получил Том Форд за фильм "Ночные животные". Один из самых известных и уважаемых дизайнеров современности продолжает зарабатывать репутацию серьезного режиссера. "Серебряного льва" за режиссуру получили сразу два автора: 79-летний Андрей Кончаловский за фильм "Рай" и 37-летний мексиканец Амат Эскаланте за фильм "Дикая местность". Кончаловский участвует в венецианском конкурсе уже шестой раз. Примечательно, что предыдущий фильм классика ("Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына") в 2014 году тоже получил "Сребряного льва" за режиссуру. Кончаловский явно переживает очередной творческий подъем. В его возрасте другие режиссеры теряют связь с реальностью и былую хватку, а Кончаловский, наоборот, выдает работы уровня своих шедевров 60-70-х годов.
Кубок Вольпи за лучшую женскую роль получила Эмма Стоун (мюзикл Дамьена Шазеля "Ла-ла Лэнд"). Приз за лучшую мужскую роль достался Оскару Мартинесу ("Поченый гражданин"). Приз за лучший сценарий получил Ноа Оппенхайм за картину Пабло Ларрайна "Джеки" с Натали Портман в роли Жаклин Кеннеди. Фильм Аны Лили Амирпур "Плохая партия" (мы о нем писали) получил спецприз жюри, что лишний раз показывает смелость и готовность идти на радикальные решения Сэма Мендеса и компании.
Подводя итог Венецианского кинофестиваля 2016 года, можно сказать, что сочетание сильного конкурса и адекватного жюри способно вернуть веру в ценность мероприятий подобного рода. В отличие от того же Каннского кинофестиваля, на котором в этом году было показано много отличных фильмов, но все перечеркнуло неожиданно поверхностное и бессмысленное решение жюри во главе с Джорджем Миллером. Баланс был нарушен. Венецианский кинофестиваль буквально через несколько месяцев его восстановил.
Автор текста: Мирный Валерий