"Заклятие 2": фильм ужасов как испытание

Неуютная Англия конца семидесятых. В неблагополучном, но дружном пригороде Лондона живет семья: мама, две дочери и два сына. Отец заделал соседке близнецов, забрал все пластинки Элвиса и был таков. Мама, тем не менее, не отчаивается, много работает, скандалит с соцслужбами и занимается, насколько хватает сил детьми. Дети ходят в школу, защищают друг друга от хулиганов, покуривают между уроками, стараются не огорчать маму. В общем, все как у всех, только без денег.

Настоящая беда приходит, когда одна из девочек (конечно та, что помладше) на сделанной вместе с бойкой подружкой спиритической картонке, пытается поговорить с призраками. Те сначала не откликаются, а потом один все-таки приходит.

 

 

На другом конце планеты в американской Новой Англии Эд и Лоррейн Уоррены после очередного столкновения с демонами решают завязать с работой в поле и перейти в чисто академическую область – учить бороться с нечистой силой других. По закону жанра решение это действует вплоть до просьбы церкви съездить в один неблагополучный, но дружный пригород Лондона и проверить, правда ли, что одну семью атакует потусторонняя сила.

Первое слово, которое приходит в голову, когда смотришь “Заклятие 2” это масштаб. Несколько сюжетных линий, 145 минут экранного времени, бюджет более 40 миллионов долларов (причем на художника-постановщика пришлось, наверное, не меньше половины), заявки на третью часть и один спин-офф. Это фильм ужасов, но явно мыслящий себя чем-то большим. Режиссер Джеймс Ван уже перешел в разряд постановщиков ответственных за тентполы студий-мейджоров, что, конечно, сказывается, когда он возвращается в прославивший его жанр.

 

 

Две сюжетные линии фильма (американская и английская) сначала развиваются отдельно одна от другой. Причем на американской земле Ван явно чувствует себя уверенней. Сюжет с демонической монашкой был придуман и доснят режиссером в последний момент, и интересных находок, да и просто полета фантазии здесь гораздо больше. Английский дискурс дается ему чуть тяжелее и топорнее. Ван ведет себя на незнакомой территории, как дружеская армия в чужой стране. Он идет в библиотеку и вычитывает первую попавшуюся информацию о туземцах. Потому что начинать знакомство зрителей с Лондоном 70-х с песни “London Calling” уже сто лет как не комильфо. Дальше идет стандартное перечисление других признаков Англии: панки, дожди, Биг Бен. Пока мы не упираемся в предместье Лондона – Энфилд, а точнее в один из домов с той самой семьей.

Если с этнографической точки зрения к Вану есть претензии, то с умением рассказывать страшные истории он до сих пор справляется отлично. “Заклятие 2” это Диснейленд фильмов ужасов. Пугают здесь с помощью шуток (призраки в Англии 1977 года ситкомам предпочитают выступления Маргарет Тэтчер), отсылок к своим прошлым фильмам (“Астрал”) и чужим (от первого “Изгоняющего дьявола” до относительно недавнего “Окулуса”), с помощью картин, теней и детских игрушек. Есть несколько без малого великих находок. Отдельное спасибо, что оставили начальные титры, как в первой части. Они, мягко говоря, настраивают на нужный лад. 

Возвращаясь к масштабу, “Заклятие-1” был отличным фильмом ужасов с простой историей, поданой с оглядкой на классику, но не теряющейся в ней. В продолжении Ван проверяет веру четы Уорренов (как всегда замечательные Патрик Уилсон и Вера Фармига) в Бога и в людей, высказывается на социально значимую тему матерей-одиночек, что твой Кен Лоуч и размышляет о потере близких и способах справиться с утратой. Здесь может быть тесновато и для жанра более открытого для новшеств, чем ужасы. Поэтому если режиссер проверку точно прошел, то готов ли к такому сам жанр – покажет время. В настоящем архиве Уорренов еще много потенциальных сценариев.      

 

 

 

Автор текста: Мирный Валерий

15.11.2024
Чим далі від фільму "007: Не час помирати", тим нагальнішим стає питання: "Хто стане наступним Джеймсом Бондом?". І хоча пройшло з моменту виходу тієї стрічки всього три роки й час подумати у продюсер...
Далее