Канны-2016: фавориты первой половины фестиваля
На Каннском кинофестивале потихоньку определяются фавориты. Поэтому можно перейти от букмекерских прогнозов к оценкам, посмотревших фильмы, критиков.
С первых дней смотра все впечатлились новой лентой Кристи Пую - "Сьера Невада". Герои этой, как принято у румына, трехчасовой экзистенциальной бытовой драмы в своих разговорах затрагивают множество тем: от Путина, Обамы и геополитики до теории заговора и научных открытий. Все они, в той или иной степени, родственники и собрались в небольшой советской квартирке по случаю поминок патриарха семьи. Кто кому приходится понять достаточно трудно, плюс в какой-то момент появляется священник. В фильме есть отсылки к "Скромному обаянию буржуазии" Бунюэля, а название "Сьера Невада", по словам самого Пую, ничего не означает, но убережет картину от искаженного прокатчиками перевода. "Сьера Невада" подтверждает особый статус "новой румынской волны". И закрывает вопросы насчет двух фильмов из этой страны в основном конкурсе. Румыны заслужили.
Во время просмотра третьего фильма Марен Аде — "Тони Эрдманн" в зале Дебюсси несколько раз раздавались бурные аплодисменты. Но это не так удивительно, как смех которым сопровождался просмотр картины. В основной конкурсной программе редко попадаются смешные фильмы. Марен Аде - один из лидеров "немецкой новой волны" нулевых. Волна уже почти сошла на нет: ее участники стали самостоятельными авторами или прозябают в творческом кризисе. Да и сама Аде не снимала с 2009 года: занималась продюсированием. Последним ее фильмом была замечательная драма об отношениях - "Все остальные", получившая Гран-при в Берлине. Поэтому "Тони Эрдманн" фильм долгожданный и, можно сказать, проверочный. Может ли то сообщество немецких режиссеров, что творило в нулевых называться "новой немецкой волной". Cудя по аплодисментам, смеху и высоким оценкам критиков - может. Или могло.
На выходных определился третий фаворит конкурса - новый фильм Джима Джармуша, "Патерсон". Картина одних критиков лишила дара речи, в отчетах других пока нет ничего осмысленного, кроме слова "шедевр". Патерсон — это фамилия главного героя фильма. Его играет Адам Драйвер. Имени Патерсона нам не раскроют. Он работает водителем автобуса, ездит по одному и тому же маршруту, видит одних и тех же людей. И пишет стихи. Его поэзия такая же простая как и его жизнь. И такая же честная. Фильм называют лучшим у Джармуша в новом тысячелетии. И похожим на его первые картины рубежа 80-х и 90-х.
Будет также честным отметить, что вышеперечисленные фильмы нравятся международному сообществу кинокритиков и просто счастливчикам из числа случайных зрителей. Мнения же Джорджа Миллера и компании не знает никто. Вообще Миллер — режиссер с одной из самых странных фильмографий: стремительные приключения Макса в постапокалиптическом мире, фильм про поросенка и мультфильм про пингвинов. Ему может не понравится хронометраж и медлительный темп "Сьера Невады", или неловкие ситуации в "Тони Эрдманн", или простота фильма Джармуша. А может и наоборот. Результаты узнаем 22 мая на церемонии награждения. Но пока можно сказать, что конкурс 69-го Каннского кинофестиваля один самых сильных за последние годы.
Автор текста: Мирный Валерий