Конкурсная программа 69-го Каннского фестиваля: когда есть из чего выбирать
Одиннадцатого мая новым фильмом Вуди Аллена – “Cafe Society” откроется главный киносмотр планеты – Каннский кинофестиваль. Классик мирового кино давно не отдает свои фильмы на суд жюри, но в этом году Джорджу Миллеру и компании будет чем заняться и без него.
В середине апреля была объявлена конкурсная программа 69-го по счету фестиваля. Почти каждый год критики повторяют одну и ту же фразу про то, что “в этом году она особенно звездная”, но сейчас данный эпитет будет не преувеличением. Конкурс в 2016-м и вправду полон имен легендарных и выдающихся кинематографистов. Классики: Альмодовар, братья Дарденн, Бруно Дюмон, Кен Лоуч, Пол Верхувен, целых два фильма от Джима Джармуша (один, правда, будет показан вне конкурса в секции “Полуночные показы” (Midnight Screenings)). Новые классики: Оливье Ассайяс, Джефф Николс, Брильянте Мендоса, Кристиан Мунджиу, Пак Чхан Ук, Кристи Пую. Звезды: Шон Пенн, Николас Виндинг Рефн, Ксавье Долан. И другие приятные люди. Но обо всем по порядку.
“Персональный покупатель” Оливье Ассайяса ("Personal Shopper" Olivier Assayas)
Автор фильмов “Карлос”, “Зильс-Мария” и “Очищение” – интеллектуал Ассайяс уже в пятый раз представит свою картину на суд каннского жюри. Главную роль в “Персональном покупателе” играет Кристен Стюарт, видимо, ставшая любимицей режиссера после “Зильс-Мари”. А сюжетным фоном для сложных психологических построений Ассайяса будет загадочная история, произошедшая в модном закулисье Парижа.
“Незнакомка” братьев Дарденн ("The Unknown Girl" Jean-Pierre Dardenne and Luc Dardenne)
Бельгийцы, Жан-Пьер и Люк Дарденн – каннские завсегдатаи, а вместе с тем, одни из лучших и важнейших режиссеров последних двадцати лет. Проходных фильмов у них нет, поэтому каждый – событие в мире кинематографа. В “Незнакомке” играет популярная французская актриса Адель Анель, а сам фильм расскажет историю врача – Женни, которая отказывается открывать дверь своего хирургического кабинета позднему посетителю, чтобы на следующий день узнать, что полиция нашла неподалеку тело неизвестной женщины. Догадавшись, что это тот самый посетитель, Женни пытается установить личность незнакомки. Судя по всему, братья Дарденн в своей новой работе продолжат сталкивать общественную мораль с личной ответственностью, при этом зачастую высекая искры божественной красоты.
“Это всего лишь конец света” Ксавье Долана ("It's Only the End of the World" Xavier Dolan)
Вечно молодой и модный – Ксавье Долан, в 27 лет второй раз представит свою картину на суд жюри основного конкурса Канн. В “Это всего лишь конец света” неизлечимо больной писатель (Гаспар Улье) после долгого перерыва вернется домой, чтобы сообщить о своей скорой смерти. Темы семьи и принятия до сих пор важны для режиссера. Кроме Улье, в фильме сыграли Леа Сейду, Марион Котийяр, Венсан Кассель и Натали Бай.
“В тихом омуте” Брюно Дюмона ("Slack Bay" Bruno Dumont)
Великий режиссер Брюно Дюмон на рубеже столетий попытался найти новый язык в кино. Получилось у него или нет, не так важно. Главное, что он продолжает снимать свои странные, пограничные фильмы. “В тихом омуте” – его новая работа после замечательного мини сериала “Малыш Кенкен” 2014 года. Это детективная комедия в том виде, в котором этот жанр понимает Дюмон, где детективная составляющая переплетается с романтической, а комедийная с неожиданно отвратительной. В главных ролях Жюльет Бинош, Фабрис Лукини и Валерия Бруни-Тедески.
“Патерсон” Джима Джармуша (“Paterson” Jim Jarmusch)
Первый из двух фильмов Джармуша в Каннах в этом году. Второй – документалка про Игги Попа “Gimme Danger ”, будет показан в секции Midnight Screenings. “Патерсон” расскажет историю поэта и по совместительству водителя автобуса. Действия фильма происходят в городке Патерсон, штат Нью Джерси. В главных ролях снялся Адам Драйвер. После съемок своего последнего фильма – “Выживут только любовники” Джармуш сокрушался, что стало слишком сложно находить финансирование для своих картин. И даже подумывал об уходе из кино. Тем приятней будет премьера его новых фильмов в Каннах.
“Оставаясь в вертикальном положении” Алена Гироди (“Staying Vertical” Alain Guiraudie)
Ален Гироди снимает кино с начала 90-х, но широко известным в узких кругах стал после своего фильма “Незнакомец у озера” 2013 года. Тогда он тихо потряс киномир своим искренним, сексуальным и умным триллером. В его новом фильме будет рассказана история кинематографиста, который из-за сложившихся обстоятельств должен сам воспитывать ребенка и при этом находить вдохновение для последующей работы. Гироди – в душе комедиограф, он выбирает не столь очевидные темы для своих фильмов, но юмор его при этом остается тонким и деликатным, как и манера съемок.
“Водолей” Клебера Мендонсы Филью ("Aquarius" Kleber Mendonca Filho)
Клебер Мендонса Филью – бразилец, 47 лет. В 90-х экспериментировал с пленкой и цифровыми носителями, а до 2008-го набивал руку на короткометражках. Его первый игровой фильм – “Звуки по соседству”, вышел в 2013-м, понравился всем и оказался в нескольких итоговых киносписках. Второй фильм Филью – “Водолей” расскажет про престарелую вдову Клару, владелицу элитного поместья (собственно - “Водолей”), которое хочет забрать крупная компания.
“Лавинг” Джеффа Николса ("Loving" Jeff Nichols)
Вторая премьера Николса за год и второй фильм в конкурсе крупного кинофестиваля. “Специальный полуночный выпуск” показали зимой в Берлине, “Лавинг” поборется за Золотую пальмовую ветвь в Каннах. Джефф Николс после четырехлетнего перерыва вышел на серьезные обороты. Оба фильма рассказывают о борьбе человека с обществом, в той или иной его, общества, форме. В “Выпуске” отец пытался спасти своего, наделенного паранормальными способностями сына, от спецслужб. В фильме “Лавинг”, названном по фамилии своего главного героя, супружеская пара приговорена к тюремному заключению за вступление в межрасовый брак. Америка, 1958 год.
“Я, Дэниэл Блэйк” Кена Лоуча ("I, Daniel Blake" Ken Loach)
Британский классик (79 лет) социального кино снимает темпами Вуди Аллена – почти по фильму в год. Но последнюю, заметную для мирового киносообщества картину он выпустил в 2012 году. Это была трагикомедия “Доля ангелов”. Сценарий его новой картины написал Пол Лаверти, автор лучших поздних картин Лоуча: “Ветер, который качает вереск”, “В поисках Эрика” и той же “Доли ангелов”.
“Ma Rosa” Брильянте Мендосы ("Ma'Rosa" Brillante Mendoza)
В прошлом году фильм Брильянте Мендосы “Ловушка” был показан в секции “Особый взгляд”, хотя режиссер уже давно “дослужился” до Основного конкурса. Главный отборщик фестиваля Тьерри Фремо любит подобным образом чередовать фильмы известных режиссеров. У нас же филиппинец известен в первую очередь своей радикальной картиной “Бойня”, получившей в Каннах в 2009-м приз за режиссуру. Фильм “Ma Rosa” знаменателен тем, что сценарий к нему написал сам режиссер.
“Каменная болезнь” Николь Гарсии ("From the Land of the Moon" Nicole Garcia)
Николь Гарсия – знаменитая французская актриса с амбициями режиссера и сценариста. Актерскую карьеру она начала еще в 70-ых, снимать же стала в 90-ых. “Каменная болезнь” – восьмой полнометражный фильм Гарсии. Главные роли в картине играют Марион Котийяр и Луи Гаррель. События в фильме происходят вскоре после окончания Второй мировой войны и расскажут о любви одной женщины к двум мужчинам. Одному – который был добр к ней во время войны, второму – которого она встретила, проходя реабилитацию в госпитале уже после военных действий. Эта женская драма поставлена по одноименной новелле итальянки Милены Агус.
“Она” Пола Верхувена ("Elle" Paul Verhoeven)
Без преувеличения великий голландец датского происхождения – Верховен не снимал 10 лет. Последним его фильмом была “Черная книга” 2006 года. И хоть режиссер планировал вернуться к теме Второй мировой войны, его новый фильм – психологический триллер о современной женщине, занимающей высокий пост в одной из компаний, которая подвергается изнасилованию в своем доме. После чего у нее возникают странные и рискованные отношения с напавшим на нее мужчиной. В главных ролях Изабель Юппер. Все сравнения с “Основным инстинктом” Верховен отмел.
“Неоновый демон” Николаса Виндинга Рефна ("The Neon Demon" Nicolas Winding Refn)
Фильмография датчанина Рефна делится на два периода: до фильма “Драйв” и после. До – он снял в меру интересные и оригинальные картины: “Бронсон”, “Валгалла” и трилогию “Пушер”. После – спорный фильм “Только Бог простит”, плюс поссорился с Ларсом фон Триером в 2011 году. “Неоновый демон” – американский вариант джалло, расскажет о начинающей моделе, перебравшейся в Лос-Анжелес, поближе к миру моды. В какой-то момент она обнаруживает, что ее красота и жизненная сила становятся наваждением для группы помешанных на красоте женщин. В главных ролях Эль Фэннинг и Киану Ривз.
“Последнее лицо” Шона Пенна ("The Last Face" Sean Penn)
Шона Пенна в какой-то момент стало очень много и актер/режиссер/сценарист/продюсер, как будто почувствовав это, принял правильное решение уйти в тень. С тех пор Пенн занимался политическим активизмом, встречался с Шарлиз Терон, потом разошелся с Шарлиз Терон, был замешан в нескольких сомнительных историях (с наркобароном Эль Чапо, например), но в кино почти не снимался. В его новой режиссерской работе – фильме “Последнее лицо” играют Шарлиз Терон (кастинг, видимо, на волне романтических отношений), Хавьер Бардем, Жан Рено и Адель Ангелопулос. Сюжет картины сильно в духе самого Пенна: про роман директора гуманитарной организации в Африке и врача на фоне политического и социального кризиса в Ливане.
“Сьерра-Невада” Кристи Пую (“Sieranevada” Cristi Puiu)
Автор фильмов “Смерть господина Лазареску” и “Аврора” и один из лидеров румынской новой волны, Пую представит на суд Канн свою четвертую полнометражную работу. И “Лазареску” и “Аврора” участвовали в “Особом взгляде” Канн, новый фильм – “Сьерра-Невада”, наконец будет показан в основном конкурсе. Сюжет картины расскажет о неврологе, который воссоединится с семьей по случаю смерти своего отца. Пую, наверное, самый радикальный из “новых румын”. Его фильмы обманчиво социальны и реалистичны, но за этим скрываются глубокие размышления о жизни и смерти.
“Служанка” Пак Чхан Ука (“The Handmaiden” Park Chan-wook)
За Азию в нынешнем конкурсе, кроме Мендосы, отвечает южнокорейский классик Пак Чхан Ук. Автор “Олдбоя” и “Трилогии Мести” свой последний фильм снял в 2013-м. Это был его англоязычный дебют – “Стокер”. Особо удачным назвать картину было нельзя, но тем приятнее возвращение режиссера в южнокорейский кинематограф. Действия “Служанки” происходят в Корее и Японии 30-ых годов прошлого столетия. А сюжет будет строиться вокруг сироты, выросшей среди воров и убийц. Ее подсылают служанкой в дом, где живет богатая наследница, с целью завоевать ее доверие и уговорить выйти замуж за мошенника. Однако между девушками вспыхнет взаимная страсть. Одному Богу известно, что с этим сюжетом может сделать Пак Чхан Ук.
“Бакалаврат” Кристиана Мунджиу (“Graduation” Cristian Mungiu)
Еще один румын в конкурсе Канн. Только теперь уже официальный лидер румынской новой волны. Мунджиу получил Золотую пальмовую ветвь за “4 месяца, 3 недели и 2 дня” в 2007 году. Его последний фильм “За холмами” увидел свет в 2012-м и тоже участвовал в основном конкурсе Канн. Действия в картине “Бакалаврат” происходят в маленьком румынском городке и расскажут о местном докторе. Продюсерами фильма выступили братья Дарденн. Кроме того, это первый фильм Мунджиу, снятый без его постоянного оператора – гениального Олега Муту. Если Кристи Пую скрывает метафизическое за социальным, то у Мунджиу первое неразделимо переплетено со вторым.
“Тони Эрдманн” Марен Аде ("Toni Erdman" Maren Ade)
Свой новый и долгожданный фильм в Каннах представит немецкий режиссер, сценарист и продюсер Марен Аде. Ее прошлая режиссерская работа – “Страсть не знает преград” вышла в 2009 году, участвовала в конкурсе Берлинале, где получила третью по значимости награду – Гран-при жюри. В том фильме Аде глубоко коснулась темы отношений мужчины и женщины. Судя по скупой информации о “Тони Эрдманн”, в ее новом фильме будет рассказана история отца и дочери. Она слишком серьезно относится к себе, он розыгрышами пытается ее изменить. Кроме, само собой напрашивающегося вывода о размышлении на тему поколений, в “Тони Эрдманн”, видимо, скрывается много интересного.
“Джульета” Педро Альмодовара ("Julieta" Pedro Almodovar)
В своем 20-м фильме знаменитый испанец возвращается к жанру “драма о нелегкой женской судьбе” после, по-хорошему дурацкой комедии “Я очень возбужден” 2013 года. Эмма Суарез и Адриана Угарте играют одну женщину – Джульету, показанную в молодости и через 30 лет, в период кризиса в ее жизни. В прошлом Джульета пытается найти причины своих несчастий в настоящем. В Испании фильм вышел 8 апреля и был благосклонно встречен зрителями. Международная премьера “Джульеты” пройдет как раз на Каннском кинофестивале.
“Американский мед” Андреа Арнольд ("American Honey" Andrea Arnold)
Дважды обладательница Премии жюри Каннского кинофестиваля, британка Андреа Арнольд – умный и тонкий режиссер, способный на эксперименты. Она освежила классику в своей версии “Грозового перевала”, высказалась на темы отчуждения в социуме в “Аквариуме” и “Красной дороге”. И даже отметилась в замечательном “амазоновском” сериале “Очевидное” (“Transparent”). В ее новой работе – роуд-муви “Американский мед”, играют Саша Лэйн и, временно сошедший сума, Шайа ЛаБаф, а сам фильм расскажет историю девочки-подростка, которая отправляется путешествовать по американскому Среднему Западу с группой буйной молодежи. Первая любовь, вечеринки и мелкое хулиганство. В общем, все, что должно сопровождать такие фильмы.
“Коммивояжер” Асгара Фархади (“The Salesman” Asghar Farhadi)
Добавленный в последний момент – “Коммивояжер”, разыграет пьесу на двоих: в фильме актер и актриса репетируют "Смерть коммивояжера" Артура Миллера. Фархади стал звездой современного иранского кинематографа после социальной драмы “Развод Надера и Симин”. Тогда, в своем фильме он описал приземленные вопросы быта иранцев с размахом хичкоковского триллера. За что стал любим на Западе. Закончив свою новую картину, судя по всему, в последний момент, Фархади успел стать еще одной звездой в каннском конкурсе.
Несмотря ни на что говорить, что конкурсная программа в этом году сильная, было бы преждевременной ошибкой. Звездные имена далеко не всегда означают высокое качество фильмов. Но, кроме основного конкурса в Каннах есть “Двухнедельник режиссеров” и “Особый взгляд”, где каждый год происходят свои открытия. Также в этом году вне конкурса покажут “Большого и доброго великана” Стивена Спилберга, “Хороших парней” Шейна Блэка, "Плач" На Хон Чжина и новый фильм Джоди Фостер – “Денежный монстр”. Из нововведений – в 2016-м не будет фильма-закрытия фестиваля. Вместо него еще раз покажут картину получившую главный приз – Золотую пальмовую ветвь.
Международный каннский кинофестиваль – это сложный, важный и увлекательный механизм, где бизнес идет рука об руку с искусством, а голливудские звезды на красной ковровой дорожке рекламируют не только студийные блокбастеры, но и независимых и радикальных режиссеров. Это фестиваль, где можно снять документалку о том, что кинематограф уже не тот, а можно получить одну из многочисленных наград и вместе с ней шанс снять свой следующий фильм. В общем, как бы высокопарно это не звучало, в Каннах до сих пор водится жизнь, а вместе с ней и возможность будущего (на что недвусмысленно намекает постер 69-го фестиваля).
Уже несколько лет Канны в лице нового главного отборщика фестиваля – Тьерри Фремо, критикуют за все подряд. Не те фильмы, не те имена, много американцев в конкурсе. Но, судя по конкурсной программе и составу жюри, в этом году Тьери Фремо, с одной стороны бросает вызов своим критикам, а с другой продолжает гнуть свою линию. Посмотрим что из этого получится.
Автор текста: Мирный Валерий