Лучшие фильмы года: от триллера с Робертом Паттинсоном до новых "Звездных войн"
В связи с подведением итогов 2017 года меньше всего хочется проводить параллели, искать общие мотивы, подвязываться к актуальной повестке дня. Поэтому ниже просто список из четырнадцати хороших фильмов, которые вышли (есть пара исключений) в подотчетном году. Эти картины пришли из разных кинематографических миров, а иногда и стран. Здесь есть блокбастеры, ужасы, комедии и даже один фильм, притворяющийся сериалом. К этому списку каждый может добавить что-то свое, но без любой из нижеперечисленных картин 2017-й был бы не полным.
"Звездные войны: Последний Джедай". Райан Джонсон. 2017 год.
Такие фильмы обычно не принято вносить в итоговые списки. Во-первых, это вторая часть трилогии, во-вторых, коммерческий до мозга костей проект. Но то что сделал в "Последнем джедае" режиссер и сценарист Райан Джонсон заслуживает более пристального внимания. Если в двух словах, то он вдохнул в новую трилогию душу. Если взять чуть шире, то Джонсон сломал канон, по которому десятилетиями снимались "Звездные войны", тем самым доказав, что вселенная, придуманная Лукасом, все еще жизнеспособна. Плюс - режиссер, насколько это было в его силах, исправил сюжетные недоразумения, что резали глаз в предыдущей части, с подзаголовком "Пробуждение силы". В итоге у Райана Джонсона получился лучший блокбастер года: неожиданный, живой и очень смешной.
"Хорошее время". Братья Бен и Джош Сэфди. 2017 год.
Четвертый фильм братьев Сэфди - независимых кинематографистов из Нью-Йорка. Раньше их картины оставались, в основном, незамеченными. Сейчас же - Роберт Паттинсон и Дженнифер Джейсон Ли в главных ролях, основной конкурс Каннского кинофестиваля, более или менее мировой прокат. Фильм "Хорошее время", наверное, лучший в их карьере. В то же время он находится как бы между двух миров: коммерческого кино и независимого. В этом его слабость и сила. С одной стороны, картина хоть и с Паттинсоном в главной роли, но в прокате провалилась. Во многом из-за того что Сэфди не поступились творческой свободой ни на шаг. С другой - все равно о ней узнают люди, интересующиеся кино. Если же отбросить лирику, то "Хорошее время" - необычный, диковатый, снятый на одном дыхании фильм. В истории про мелкого грабителя, который пытается спасти своего брата из рук полиции каждый кадр кричит о том, что перед нами настоящий кинематограф, созданный людьми, которые любят кино, живут им. Плюс - изнанка ночного Нью-Йорка здесь показана с такой стороны, с которой на нее в новом веке никто не смотрел.
"Затерянный город Z". Джеймс Грэй. 2016 год.
Премьера фильма Джеймса Грэя состоялась в прошлом году, но тогда его увидела только фестивальная публика. В украинский прокат картина вышла в начале 2017-го. А значит ее место в списке совершенно оправдано. В основе ленты реальная история британского офицера и исследователя Перси Фосетта. Точнее его попыток доказать существование в глубине амазонских джунглей неизвестной, развитой цивилизации индейцев. Фосетт, несмотря на недоверие представителей научного сообщества Англии, организовывает несколько экспедиций. Из последней он так и не возвращается. "Затерянный город Z" - редкий в наше время пример классического кино. Здесь возрождается, пусть на два с небольшим часа, Голливуд в своем самом пышном и богатом периоде - Золотом веке. Фильм Грэя не стремится понравится (что очевидно создает обратный эффект), но он наделен мощным двигателем (отчасти в лице Чарли Ханнэма, играющего главную роль) и каким-то внутренним то ли светом, то ли благородством. А возможно и тем, и другим. Кино с большой буквы.
"Божья земля". Фрэнсис Ли. 2017 год.
История любви парня, который застрял из-за большого количества работы на ферме своего отца посреди йоркширской глуши и мигранта из Румынии, который временно устроился разнорабочим на эту самую ферму на вид предельно проста. Но по факту таит в себе множество интересных моментов. Фильм Фрэнсиса Ли совершенно иначе смотрит на любовь двух мужчин (чем было принято в кино ранее). Здесь нет надрыва, конфликта любви и традиций или какого-то социального подтекста. "Божья земля", несмотря на свое громкое название - история пути двух человек навстречу друг другу. С ошибками, динамикой, лаконичной режиссурой, прекрасным сценарием, искренними актерским работами и в кои-то веки счастливым концом. И все. В общем, вполне возможно, лушая мелодрама года.
"Прочь". Джордан Пил. 2017 год.
С одной стороны фильм Джордана Пила - чисто американская история. Чернокожий парень по имени Крис Вашингтон попадает в лапы секты белых расистов, что живут в отдаленном и богатом поселке. Они его не убивают, но пытаются завладеть телом, подавив сознание. Здесь есть много поводов для разговоров, но главный: какие формы может принимать расизм в новом столетии? Если же попытаться адаптировать эту историю для всего остального человечества, то "Прочь" станет универсальным, доступным и эффектным высказыванием о формах, которые может принимать власть, принадлежащая белому человеку. А еще - это просто отличный детективный триллер. Местами странный, местами смешной.
"Оно". Энди Мускетти. 2017 год.
Главный фильм ужасов года. В мире где фильмы ужасов приносят больше всего денег на каждый потраченный доллар из бюджета, это серьезное звание. Несколько лет сохранялась интрига вокруг экранизации, возможно, лучшего романа Стивена Кинга. Фильм сменил одного режиссера (Кэри Фукунагу заменил Энди Мускетти) и несколько дат премьер, но ожидания того стоили. Понятно, что у Фукунаги ("Настоящий детектив", "Джейн Эйр") получилась бы совершенно другая картина, но Мускетти снял, кажется, идеальную экранизацию "Оно": не оглядываясь постоянно на роман, но с уважением к наследию писателя, со страшным монстром, который тем не менее не оттеняет центральных героев истории - детей.
"Драка в блоке 99". С. Крэйг Залер. 2017 год.
Уже второй фильм подряд американский писатель, сценарист, монтажер, композитор и по совместительству режиссер С. Крэйг Залер радует поклонников жанрового кино. В 2015-м вышел кровавый вестерн "Костяной томагавк" - история про путешествие четырех мужчин в логово племени людоедов. В этом году - тюремный триллер "Драка в блоке 99" про то как Винс Вон кулаками прокладывает дорогу к своей цели - главарю банды, удерживающему в заложниках его жену. Фильмы Залера простые и действенные как тот же томагавк. Это старомодные истории про честь, долг, возмездие и смерть. Все с большой буквы и с серьезным лицом. В то же время они выполняют свою главную функцию на сто процентов: дарят зрителю макисмальное развлечение.
"Логан". Джеймс Мэнголд. 2017 год.
Хью Джекман и Джеймс Мэнголд решили попрощаться с Росомахой. Получилось так, что впору просить продолжения. Но прелесть картины отчасти в том, что это штучный продукт. Продолжения не будет и лучший фильм про Логана (да и про людей-икс вообще) стал последним фильмом про Логана. Чувством утраты проникнута вся картина: знакомые нам герои, крепкие и молодые в прошлых фильмах, здесь потрепанные, постаревшие и ослабевшие, а мир вокруг них явно пошел по какому-то искаженному пути развития. Несмотря на все усилия людей-икс в прошлом. Единственное что осталось - это закончить последнее, возможно, самое важное дело и с достоинтсвом принять смерть. "Достоинтсво" - главное слово для описания этого фильма. Лучшее прощание для супергероя, который всю дорогу хотел, чтобы его оставили в покое.
"Чужой: Завет". Ридли Скотт. 2017 год.
Один из самых недооцененных фильмов года. Вместо того чтобы просто переснять первого "Чужого", чего многие от него хотели, Ридли Скотт направил свою историю в совершенно другое русло. Многим это не понравилось, из-за чего картина сильно не добрала в американском прокате, а вместо серии продолжений, которые планировались ранее, Ридли Скотт сделает всего один фильм. Справедливости ради стоит сказать, что франшиза про космического монстра с кислотой вместо крови никогда не была массовым развлечением. Ксеноморф давно стал частью мировой культуры, тем не менее многие предпочитают обходить его стороной, понимая, что это все-таки кино не для всех. С другой стороны в нише умной, философской, сексуальной и страшной научной фантастики с мая 1979 года (когда вышел первый "Чужой") ничего более выдающегося не появилось. И "Чужой: Завет" только подтвердил высокий статус этой истории.
"Твин Пикс: Возвращение". Дэвид Линч. 2017 год.
Триумф авторского кино. Триумф Дэвида Линча, выторговавшего у руководства Showtime полный контроль над производством третьего сезона сериала. Который стал и не сериалом вовсе, а длинным фильмом, поделенным на 18 частей. Здесь на первый взгляд ничего непонятно. Да и на второй, и третий тоже, но основную сюжетную линию агента Купера уловить можно совершенно спокойно. В то же время потрясает опыт, который "Твин Пикс" дарит внимательному зрителю. Это и ностальгия, и эстетическое удовольствие от картинки и музыки, и совершенно новые сюрреалистические миры, которые с кажущейся легкостью создает Линч. Режиссер то подмигивает фанатам первого сезона, то запутывает все еще больше. То вводит новых персонажей, то совершенно внезапно прощается с ними. Объяснить "Твин Пикс" полностью невозможно и в этом его прелесть. Остается наслаждение от процесса просмотра.
"Тебя здесь никогда не было". Линн Рэмси. 2017 год.
Кинематограф, от которого невозможно оторвать взгляд. Линн Рэмси сорвала семиминутную овацию на показе своей новой картины в Каннах в этом году. Плюс - награды Хоакину Фениксу и за лучший сценарий. Хотя следовало дать еще и техничский Гран-при (такой тоже вручают). И это притом, что монтаж фильма был еще не закончен. После просмотра финальной версии понимаешь почему: это была, наверное, самая сложная часть во время производства картины. История бывшего военного, а сейчас наемного громилы, вызволяющего девушек из секс-рабства, обманчиво проста на бумаге, но невероятно сложно выглядит вживую (хотя хронометраж фильма всего 85 минут). Ужасы прошлого перекликаются здесь с кровавым настоящим под музыку Джонни Гринвуда из Radiohead. Хоакин Феникс, игнорируя огнестрелы, забивает всех молотком, но по-настоящему хочет убить только себя. Зритель следит за этим всем, как будто под гипнозом.
"Малыш на драйве". Эдгар Райт. 2017 год.
Еще один авторский триумф. И возможно последняя нормальная роль Кевина Спейси за следующие несколько лет. Эдгар Райт выворачивал наизнанку многие жанры, но такой легкости и такого вдохновенного полета мысли у него не чувствовалось, наверное, со времен фильма "Hot Fuzz" ("Типа крутые легавые") 2007 года. Зритель это оценил: картина стала кассовым хитом, подарив возможность другим авторам снять парочку фильмов не основанных на комиксах. Безусловно история про гонщика с надломом в душе, его возлюбленную и криминального авторитета, вставшего на пути их любви, не состоялась бы без актеров. И все задействованные отыгрывают здесь на пределе возможностей. Особенно хорошо получилось у Энсела Эльгорта, играющего собственно Малыша и Кевина Спейси, играющего его босса.
"Ноктюрама". Бертран Бонелло. 2016 год.
Фильм Бонелло вышел во Франции в прошлом году, но в сети появился только в этом, да и на других территориях его премьера состоялась тоже в 2017-м. "Ноктюрама" (это слово означает "ночное видение") - завершение трилогии Бертрана Бонелло, начатой картиной "Дом терпимости" в 2011 году и продолженной фильмом "Сен-Лоран. Стиль — это я" в 2014-м. Связь между картинами условная. Каждая из них в той или иной мере является рефлексией на тему современности. В "Ноктюраме" получилось как-то особенно остро: фильм рассказывает о том, как девятеро молодых ребят (французов) устраивают серию террактов в Париже. От картины в итоге отказались фестивали в Каннах и Венеции, мотивируя свое решение болезненной для Эвропы темой. Для проката даже пришлось сменить оригинальное название "Париж - это праздник", на менее ироничное, но более загадочное ("Ноктюрама"). По факту же фильм Бонелло ни в коем случае не иронизирует, а скорее задает вопросы, разумно игнорируя ответы. Режиссер показывает молодых людей, растерянных, но не то чтобы сильно сердитых. Просто пытающихся что-то сделать, чтобы сломать систему, в которой мы все живем.
"Сырое". Джулия Дюкорно. 2017 год.
Пусть не главный, но уж точно самый запоминающийся хоррор года. Крайне убедительный фильм, особенно учитывая, что это полнометражный дебют парижанки Дюкорно. Вегетарианка Жюстин по стопам своих родителей поступает в ветеринарный институт. Частью процесса инициации первокурсников становится поедание небольшого кусочка сырого мяса. На Жюстин этот опыт производит неизгладимый эффект. Дальше начинается самое интересное. "Сырое" - неуютная, впечатляющая, местами отталкивающая и по-французски красивейшая история взросления. Фильм затягивает своим ритмом и музыкой, в какой-то момент превращаясь в омут человеческих пороков, из которого уже не выбраться. Остается только досмотреть до конца. Истинное удовольствие.
Автор текста: Мирный Валерий