Развод по-шведски. Рецензия на фильм "Солнцестояние"
Фильмы ужасов, если говорить о методе запугивания зрителя, можно разделить на две основные группы. Первая апеллирует к базовому, поверхностному страху. Будь-то боязнь темноты (и того, что в ней скрывается), нехарактерных звуков в пустой квартире (и того, кто за ними стоит) и так далее. Примеров здесь множество: от "Полтергейста" Хупера до "Заклятия" Вана.
Вторая группа посложнее. Фильмы, относящиеся к ней, пытаются проникнуть глубже и дотронуться до более сложных тем. Примеров здесь меньше, но среди них есть, например, дебютная лента Ари Астера "Наследование". Вышедший в 2017 году, тот фильм сталкивал тревожную и болезненную динамику отношений нескольких поколений отдельно взятой семьи с ведьмовством. Получилось жутко.
Новая картина Астера "Солнцестояние" (или в оригинальном и более красивом варианте "Midsommar") не относится ни к первой группе, ни ко второй. Здесь довольно банальная история про изматывающий процесс разрыва двух американцев рифмуется с красивейшей историей шведских язычников. Получается не страшно и не жутко, а смешно и необычно.
Наше время. Нью-Йорк. Парень по имени Кристиан сквозь зубы разговаривает по телефону с девушкой по имени Дени. Они вроде как пара. Девушка переживает за свою сестру. У той биполярное расстройство и в данный момент она остро переживает депрессивную стадию. Кристиану все это надоело: он хочет пить, гулять и не хочет проблем. При этом он чересчур нерешительный (а как мы позже выясним еще и трусливый), чтобы порвать с Дени.
Последняя же волнуется не зря. В тот вечер ее сестра убила их родителей и покончила с собой. При таких обстоятельствах Кристиан не только не решается порвать с Дени, а и вяло приглашает ее в летнюю поездку со своими друзьями в Швецию. Ребята хотят посетить праздник летнего солнцестояния, отмечаемый местной коммуной раз в 90 лет. Дени — эмоционально привязывающаяся девушка и даже чувствуя себя с Кристианом не в своей тарелке все равно принимает его подачку.
Оборачивается это все не очень хорошо для ее парня и его друзей (выполняющих разные, но стереотипные роли Джоша и Марка), но не для самой Дени.
Фильм "Солнцестояние" — очередная победа маленькой, но гордой американской компании A24. Ребята занимаются производством и дистрибуцией авторских картин (то же "Наследование", а еще ленты вроде "Лунного света", "Леди Бёрд", "Первой реформаторской"), но даже по их меркам новый фильм Астера — птица особого полета: два с половиной часа смотреть как два человека никак не могут окончательно оттолкнуться друг от друга тяжело.
Плюс ко всему режиссер не дает времени привязаться к героям. Нас с первых кадров окунают в изматывающую драму, а потом в безнадежную трагедию. Прекрасно это понимая, Астер подготавливает еще один чан. На сей раз с теплой, оказывающей галлюциногенный (у американцев в запасе псилоцибины, у шведских язычников — волшебные травки) и веселящий эффект водой. И здесь, странным образом, исчезает драма и появляется надежда.
Разбросанные тут и там маленькие оптические последствия принятия наркотиков, нескончаемый солнечный свет, немного уставшая июльская зелень ("Солнцестояние" похож на lookbook Gucci снятый Петрой Коллинз) и неожиданные шутки превращают фильм Астера не в изматывающий психологический хоррор про расставание, а в такой ромком наоборот, где девушке нужно пройти пусть кровавый, но увлекательный путь, чтобы понять про себя нечто важное: она самостоятельная единица, которой для верификации не нужен вялый равнодушный чувак.
Если смотреть на "Солнцестояние" под таким углом, то поражает какая-то правильная расчетливость Астера и продюсеров A24. В тему про расставание режиссер зашел через собственный опыт, на тему шведских язычников на одной из пресс-конференций его натолкнули сами шведы, сыгравшая Дени уминца Флоренс Пью, сейчас находится на той стадии своей карьеры, когда до многомиллионных проектов ей еще далеко, но в недорогих, интересных, авторских участвовать в самый раз. Ее естественная манера игры, открытое, эмоциональное и чего уж скрывать красивое лицо становятся отдельным развлечением внутри переполненной прекрасным ленты.
Не стоит забывать и про талантливо продуманный маркетинг фильма: все от трейлера до мерча кричало о неизбежности просмотра "Солнцестояния". Учитывая скорость, с которой после успеха первого фильма режиссера студия запустила процесс работы над вторым, все здесь сложилось более чем идеально.
Еще по одной из ранних короткометражек Ари Астера (смелая "The Strange Thing About the Johnsons") было ясно, что режиссера интересует искаженная, извращенная динамика внутрисемейных отношений. По фильму "Наследование" стало ясно, что эта тема его интересует в первую очередь.
Размашистая, своими танцами и обрядами напоминающая театральное действие картина "Солнцестояние" уже ничего не проясняет и не подтверждает. Она странным образом развлекает. Справедливо сказать, что перед нами развлечение не для всех. Но верно и обратное: сам факт наличия этого во многом уникального фильма для многих — счастье.
Автор текста: Мирный Валерий