Умер "Король зомби" Джордж Ромеро
На 78-м году жизни умер один из столпов жанра фильмов ужасов - Джордж Ромеро. Недавно мы писали о том, что режиссер решил нарушить свой покой и собирается снять еще одну главу в своей зомби-Одиссее - фильм "Дорога мертвецов". Ромеро написал сценарий и должен был стать одним из продюсеров картины. Режиссерское кресло же он впервые уступил молодому коллеге Мэтту Бирману, с которым сотрудничал на нескольких своих поздних фильмах ("Земля мертвецов", "Дневники мертвецов" и "Выживание мертвецов").
Свое решение Ромеро объяснял тем, что быстрая, интенсивная природа "Дороги мертвецов" не свойственна его манере вести повествование и, дескать, лучше уступить место молодым и энергичным. Теперь же стала известна другая причина: легендарный режиссер боролся с раком легких. Битву он проиграл. Судьба фильма теперь неизвестна: либо информационная волна, поднятая в связи со смертью режиссера, (как бы цинично это ни звучало) привлечет инвесторов в его последний проект и Мэтт Бирман его все-таки снимет, либо без своего главного идеолога "Дорога мертвецов" ляжет на полку.
В любом случае, это вопрос, ответ на который находится в будущем, а после смерти человека принято оглядываться на его прошлое. Джордж Ромеро создал жанр фильмов про зомби в том виде, к которому мы все привыкли. До него было предпринято несколько попыток зайти на эту территорию со стороны африканского и гаитянского фольклора, но именно Ромеро в 1968 году написал сценарий (в соавторстве с писателем Джоном Руссо) и снял "Ночь живых мертвецов" - в некотором роде манифест зомби-апокалипсиса. Режиссер оформил жанр, подарив зомби их внешний вид, научив медленной, тихой, вкрадчивой ходьбе и заложив остросоциальную, острополитическую искру в их вечно угасающее сознание.
Через десять лет в 1978-м Ромеро снимет "Рассвет мертвецов", потом в 1985-м "День мертвецов", триумфально вернется в жанр уже в новом веке фильмом "Земля мертвых", продолжит сагу "Дневниками мертвецов" и поставит троеточие в 2009-м на Венецианском кинофестивале картиной "Выживание мертвецов". Шесть фильмов за без малого 50 лет. Шесть историй, происходящих в одном мире. И это задолго до создания киновселенной Marvel, которая опирается на те же принципы ведения своего разветвленного повествования. В каждом случае режиссеру было что сказать. Оставаясь верным жанру хоррора, Ромеро превращал свои картины в сатиру на современное общество. Страшную и язвительную.
Кроме зомби-саги, Ромеро поставил выдающийся вампирский фильм - "Мартин", фантастический фильм ужасов про вирус, превращающий людей в убийц - "Безумцы" (ремейк вышел в 2010-м), совместную картину с другим классиком жанра Дарио Ардженто - "Два злобных взгляда", приключенческую драму "Рыцари на колёсах", "Калейдоскоп ужасов" - красочную, местами смешную антологию, созданную вместе со Стивеном Кингом и "Темную половину" - экранизацию одноименного романа Короля ужасов.
Творчество Джорджа Ромеро оказало огромное влияние на индустрию и на людей, в ней работающих: от безумно талантливых авторов (Эдгар Райт, Гильермо дель Торо, Джеймс Ганн) до создания высокобюджетных подделок ("Война миров Z"), от комиксов ("Ходячие мертвецы") до популярных сериалов (те же "Ходячие мертвецы"). Для многих режиссеров зомби-фильмы становились либо началом успешной карьеры, либо давали толчок для дальнейшего развития: Сэм Рэйми ("Зловещие мертвецы"), Дэнни Бойл ("28 дней спустя"), Питер Джексон ("Живая мертвечина"), Зак Снайдер ("Рассвет мертвецов" - ремейк фильма Джорджа Ромеро). Каждый из них заходил в жанр со своей стороны, но калитку приоткрыл именно Джордж Ромеро.
Режиссер умер во сне, под саундтрек к одному из своих любимых фильмов - "Тихий человек" Джона Форда 1952 года. Рядом находились его жена Сюзанна и дочь Тина Ромеро.
Автор текста: Мирный Валерий