Мэтт Дэймон, Джордж Клуни и Даррен Аронофски: Объявлена программа Венецианского кинофестиваля
И, как видно, в Венеции в начале сентября высадится сильный американский десант. Уже несколько лет подряд Мостра становится стартовой площадкой для "оскаровских" хитов: "Бердмен", "В центре внимания", "Гравитация", "Ла-Ла Лэнд" были впервые показаны именно здесь. Хорошо это для фестивального движения или нет? - вопрос, на который нет однозначного ответа. С одной стороны, голливудские звезды и популярные фильмы привлекают внимание прессы и зрителя (в широком понимании этого слова). С другой - нивелируется основная функция фестивального движения: поиск новых направлений и формирование течений в кинематографе. С третьей - если новых направлений нет, то и брать их неоткуда, а умное голливудское кино есть всегда.
Итак, в этом году официальная программа Венецианского кинофестиваля выглядит следующим образом:
- "Уменьшение", Александр Пэйн;
- "Human Flow", Ай Вейвей;
- "мама!", Даррен Аронофски;
- "Субурбикон", Джордж Клуни;
- "Форма воды", Гильермо дель Торо;
- "Оскорбление", Зиад Дуэри;
- "Вилла", Робер Гедигян;
- "Положитесь на Пита", Эндрю Хэй;
- "Мектуб, моя любовь: Песнь первая", Абделатиф Кешиш;
- "Третье убийство", Хирокадзу Корээда;
- "Jusqu'à la garde", Ксавье Легран;
- "Фокстрот", Самуэль Маоз;
- "Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури", Мартин Макдона;
- "Ханна", Андреа Паллаоро;
- "Ammore e malavita", Марко Манетти, Антонио Манетти;
- "Ангелы носят белое", Вивиан Цюй;
- "Una Famiglia", Себастьяно Ризо;
- "Первая реформаторская церковь", Пол Шредер;
- "Sweet Country", Уорик Торнтон;
- "The Leisure Seeker", Паоло Вирци;
- "Ex Libris - The New York Public Library", Фреденрик Уайзман.
Звезды видны сразу: специалист по тихим личностным драмам Александр Пэйн откроет смотр своим новым фильмом "Уменьшение" с Мэттом Дэймоном в главной роли. Последний сыграл и в фильме Джорджа Клуни "Субурбикон" (вместе с Джулианной Мур и Оскаром Айзеком). Так что фотографий с Дэймоном будет много. Знаменитый китайский художник Ай Вэйвэй привезет в Венецию документальный фильм про беженцев "Human Flow", Гильермо дель Торо покажет фантастическую историю времен Холодной войны - "Форма воды", а Даррен Аронофски - свой долгожданный хоррор "мама!" с Дженнифер Лоуренс и Хавьером Бардемом в главных ролях.
Приятно видеть в конкурсе талантливого британца Эндрю Хая. В 2011 году он прославился пронзительной драмой "Уикэнд", в 2015-м привез на Берлинале хорошее кино "45 лет", между делом снял замечательный сериал "В поиске", сейчас же отдаст на суд жюри во главе с Аннетт Бенинг свой новый фильм - "Положитесь на Пита". Конек Хая - умение показать отношения между людьми с прозрачностью и искренностью, непривычной для современного кино. А значит сюда прилагаются: тонкая работа с актерами и умение писать крепкие сценарии.
Не менее приятно видеть в конкурсе великого американского документалиста Фредерика Уайзмана с фильмом "Ex Libris : New York Public Library" ("Из книг: Нью-Йоркская публичная библиотека"). Ветеран Голливуда с противоречивой биографией Пол Шредер привезет свою двадцатую режиссерскую работу - фильм "Первая реформаторская церковь". Шредер прославился, как сценарист еще в начале 70-х, написав "Таксиста" Скорсезе, "Якудзу" Сидни Поллака, "Одержимость" Де Пальмы. С Мартином Скорсезе он сотрудничал и в 80-х ("Бешенный бык", "Последнее искушение Христа"), и в 90-х ("Воскрешая мертвых"). Самые известные режиссерские работы Шредера: "Хардкор", "Американский жиголо" и "Мисима: жизнь в четырёх главах". Он уже давно ничего выдающегося не снимает, но все равно интересно.
Плюс - новый и в некотором роде скандальный фильм Абделатифа Кешиша "Мектуб, моя любовь: Песнь первая".
Вне основного конкурса на фестивале покажут новую работу режиссера "Костяного томагавка" С. Крэйга Залера - остросюжетный триллер "Brawl in Cell Block 99" ("Драка в камере №99") с Винсом Воном в главной роли. А еще -таинственный фильм ужасов с Кирстен Данст "Woodshock" сестер Кейт и Лауры Малливи - основательниц модного лейбла Rodarte, создавших несколько костюмов для фильма "Черный лебедь" Даррена Аронофски.
О сквозных мотивах конкурсной программы говорить еще рано: никто ничего не видел. Но желание главного отборщика Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера составить конкуренцию Каннам по части известных имен, удержать статус предоскаровской платформы с помощью умных голливудских фильмов (см. Клуни, Пэйн, Аронофски) и сохранить баланс между артом и мейнстримом, чувствуется сразу. Последние несколько лет ему это удается. В этом году Венецианский кинофестиваль пройдет с 30 августа по 9 сентября.
Автор текста: Мирный Валерий