Павел Оноприйчук: о достоинстве, воспитании и современной архитектуре
Десятилетиями складывающиеся стереотипы общества призывными постулатами твердят, что успех и понимание жизни приходят только с возрастом. Что нельзя добиться чего-то стоящего, не обладая 50-летним стажем работы в той или иной области. Что при соискании должности кандидат должен обладать тремя дипломами, оконченной аспирантурой, защищённой диссертацией и справкой о генетическом наследовании опыта как минимум трёх поколений родового древа, трудившихся в смежных сферах. Однако, Стив Джобс, Ричард Брэнсон, Квентин Тарантино, Киану Ривз, Джорджио Армани и десятки других выдающихся личностей на практике доказывают, что для достижения успеха хватит чёткой уверенности в своих силах, желания заниматься именно этим делом и умело подобранная команда профессионалов.
Павел Оноприйчук – представитель новой формации бизнесменов, выбравших специальность и поле деятельности, опираясь не на уровень возможного финансового вознаграждения, а как смысл жизни, как то, что может изменить историю современной архитектуры и дать вектор развития для будущих поколений.
У нас есть одно непреложное правило – мы не берём откатов.
Вы являетесь основателем и идейным вдохновителем студии интерьеров и архитектурного дизайна Orb. Каковы основные постулаты Вашей работы?
Всё строится на открытости и честности. У нас есть одно непреложное правило – мы не берём откатов. Мы ярые противники этой системы, поэтому поставили перед собой цель вывести отношения с клиентами на более открытый и доверительный уровень. Не используя этот “материальный” рычаг влияния, у компаний и подрядчиков не осталось методов, с помощью которых можно было бы лоббировать свои интересы. В результате – нам изначально предлагают конкурентные цены, не прибегая к финансовым уловкам. То есть мы в буквальном смысле демпингуем расценки, оставаясь целиком и полностью на стороне заказчика.
Набирая команду или подрядчиков для меня важно, чтобы люди были со мной на одной волне и наши цели, и пути их достижения были общими.
Что касается внутреннего построения работы студии, то я человек, который любит все планировать. Обычно я составляю график на неделю вперёд, чтобы чётко видеть объём работ, количество встреч и иметь возможность правильно выстроить логистику между всеми этими процессами. На мой взгляд, дисциплина и успешный тайм-менеджмент – основные принципы в любой отрасли.
С опытом работы я пришел к выводу, что достаточно сложно соединить творческий подход и системный. В одно время я давал ребятам больше свободы, люди могли приходить ближе к обеду и засиживаться до утра, однако, со временем оказалось, что такой график не позволяет решать большинство вопросов, касающихся слаженной командной работы и ответственности менеджеров проектов перед клиентами. Например, нужно что-то обсудить, внести комментарии или правки, а человек в это время недоступен. Поэтому было принято решение перейти на чёткий график и всё пришло в естественное равновесие.
Кроме того, у нас есть амбициозные, но вполне реализуемые планы по полному пересмотру современной архитектуры, в которую входит работа с социологами, психологами и прочими специалистами, изучающими природу и потребности человека. Чтобы иметь возможность предложить совершенно новый продукт, изменить облик и подходы к градостроению не на основании прибыли застройщиков, а руководствуясь желаниями и представлениями людей о лучшем качестве жизни и комфорте.
Или вы нам доверяете и мы делаем так, как необходимо, или вы нам не доверяете и делаете всё сами без нашего участия.
Порой, диктатура рынка заставляет разработчиков идти на компромиссы. Чем Вы готовы поступиться при работе над проектом, а что для Вас является полнейшим табу?
К нам можно прийти только за современным дизайном. Мы можем пойти на компромисс на этапе подготовки проекта: сделать дополнительный ракурс или визуализацию, добавить дополнительный чертёж, – вещи, которые не были предусмотрены в согласованной смете, но которые за счёт хороших взаимоотношений с клиентом мы можем себе позволить.
Мы совершенно не готовы искать компромиссы на стадии реализации проекта. Как только заказчик начинает “участвовать” в процессе стройки, можно тут же умножить временной результат по финальной сдаче проекта на 3. Поэтому мы завели себе чёткое правило: “Или вы нам доверяете и мы делаем так, как необходимо, или вы нам не доверяете и делаете всё сами без нашего участия.”
Были ли у Вас случаи, когда Вам приходилось отказываться от того или иного проекта? Как Вы аргументируете свое решение, не перенося это на личную обиду заказчика?
Да, к сожалению, у нас был опыт, когда нам пришлось отказаться от проекта. Причиной было неадекватное отношение клиента к нашей команде, которое проявлялось в уничижительном общении, личных оскорблениях и прочих неприятных вещах, которые морально уничтожали каждого из тех, кто работал над проектом и разрушали работу студии в целом. Без уважения нет доверия, без доверия нет результата.
Я подбирал команду профессионалов и дорожу каждым из них, и несмотря на то, что открытых жалоб от ребят не поступало, совместно мы приняли решение прекратить работу с этим человеком.
К сожалению, в нашей стране архитектура пока абсурдна и хаотична.
Вы также являетесь совладельцем ресторанов Kinza и Eleven Dogs в Одессе, как Вам удаётся совмещать руководство архитектурной и дизайн-студией и ресторанный бизнес?
На самом деле это далеко не все направления моей деятельности, просто некоторые из них я пока не придаю огласки. А что касается ресторанного бизнеса, то там всё просто – есть партнёры-рестораторы, которые отвечают за все операционные процессы, работу кухни, договорённости с поставщиками продуктов и так далее. Я же выступаю в роли инвестора.
Меня полностью поглотила архитектура. Она удовлетворяет всем моим внутренним потребностям. Я долго искал себя в жизни, и рад, что по счастливой случайности всё же обрёл этот смысл, хотя по специальности я не архитектор и не дизайнер – я бизнесмен. Просто хочется что-то хорошее привнести в этот мир и изменить его с помощью архитектуры. Естественно, хотелось бы стать тем вектором развития отрасли, на который будет равняться молодое поколение.
Я люблю путешествовать и в каждой поездке архитектура всегда являлась своеобразным центром моего внимания.
К сожалению, в нашей стране архитектура пока абсурдна и хаотична. У нас нет целостности. С одной стороны, постсоветские постройки, неудобные дома и коммуникации, с другой – новострои, которые нацелены только на заработок строительных компаний, выставляющих на рынок нефункциональные, безвкусные, а порой и абсурдные предложения. Но как показывает мировая практика, в квартирах даже малой площади можно создать идеальное место для жизни. Именно для жизни, а не просто место, в котором можно переночевать, вернувшись с работы.
Безусловно, есть компании, которые делают нетипичную архитектуру, продуманную до мелочей, но это в большинстве своём касается только Киева, о других городах и о периферии речь вообще не идёт.
В одном из наших ресторанов мы запретили употреблять алкоголь несовершеннолетнему парню.
Рестораны – живой организм со своими историями и легендами. Случались ли курьёзные или нестандартные случаи, которые стали затем притчами этих заведений?
Пару месяцев назад у нас был уникальный случай, поднявший резонанс в средствах массовой информации, даже на телевидении были сюжеты. В одном из наших ресторанов мы запретили употреблять алкоголь несовершеннолетнему парню. Он был не один, напиток ему заказала мама, но мы отказались подавать алкоголь 14-летнему мальчишке. Вслед за этим случаем поднялась целая шумиха. Мать ребёнка, заручившись навыками журналиста, стала строчить гневные посты в социальных сетях, взывающие публику встать на её строну и приструнить официантов и барменов, мешающих её воспитательному процессу. Однако, она не учла одного – большинство здравомыслящих людей отреагировало на возможность употребления “ром-колы” ребёнком точно так же, как и мы, то есть посчитало категорически неприемлемым.
Каковы Ваши планы на будущее в развитии выбранных бизнес-направлений?
Продолжая ресторанную тематику, в будущем планирую открыть рестораны в Киеве. Но, на ближайшее время в качестве приоритетов я обозначил для себя развитие своей дизайн и архитектурной студии Orb. Намечены два вектора движения – развитие архитектуры и создание образовательной площадки.
Под архитектурой я подразумеваю разработку проектов коттеджных домов и таунхаусов, торгово-развлекательных центров, работу с застройщиками, а под образовательной программой – создание информационного ресурса и производство качественного контента для общественности, позволяющего познакомить широкий круг людей с основными принципами качественной архитектуры. Конечно, хотелось бы в дальнейшем развить эту платформу в лекторий с программами длительного обучения для профессионалов или тех, кто хочет ими стать, но это уже далеко идущие планы.
Перед тем как приступать к визуальному оформлению своего жизненного пространства, необходимо понять себя.
Является ли интерьер выражением и продолжением внутреннего мира человека или это такая же внешняя оболочка, как машины, одежда и аксессуары?
Определённо да. Интерьер является продолжением внутреннего мира человека. Поэтому перед тем как приступать к визуальному оформлению своего жизненного пространства, необходимо понять себя. А задача дизайнера помочь пройти этот процесс более тонко, найти и проявить скрытые желания, суметь их уловить, прочувствовать и затем правильно реализовать.
Ещё Черчиль говорил: “Сначала мы создаём дома, а потом дома создают нас.” И, я полностью с этим согласен, ведь интерьер – это то место где протекают все процессы жизнедеятельности человека.
Существует выражение “в жизни нужно попробовать всё”, что Вы ещё для себя не открыли и есть ли моральные или физические ограничения в слове “всё”?
Для меня “попробовать всё” – это исполнить все свои желания. Но, конечно, это заблуждение, потому что всё попробовать невозможно.
Например, сейчас для меня появилась потребность в обучении и это одно из желаний, которое я также отношу к категории “всё”. Для меня очень важно впитать в себя максимум знаний, связанных с архитектурой. Поэтому я в буквальном смысле проглатываю профильные книги, езжу на семинары, знакомлюсь с лидерами мнений. Стараюсь вытянуть отовсюду и почерпнуть информацию из разных источников, с разным ракурсом восприятия действительности. Взять того же Илона Маска, полагаю, что не только для меня он является космическим персонажем и источником вдохновения. Его проекты каждый раз выходят за рамки общепринятого и переворачивают мир с ног на голову.
Ещё Черчиль говорил: “Сначала мы создаём дома, а потом дома создают нас.”
Какая музыка звучит в Вашем плей-листе?
Если бы у Вас была возможность перемещаться во времени и пространстве, где бы Вы хотели оказаться в данный момент?
На самом деле, я там, где хочу быть. В данный момент я хочу быть на работе. После месяца, проведённого на Бали, полного релакса, океана и местами сёрфинга, я горю желанием сделать что-то грандиозное.
Но если бы пофантазировать и предположить, куда бы я хотел отправиться в следующий раз, то, наверное, это будут Филиппины.