Катя Тейлор: О культуре, искусстве и несовершенстве устоявшихся систем

По-детски озорной взгляд и открытая улыбка Кати Тейлор – сооснователя компании Art Management, искусствоведа и куратора галерейного пространства Port creative hub может по началу ввести в заблуждение. Однако, те, кому посчастливилось хоть раз столкнуться с ней в профессиональной сфере или на одной из культурных вечеринок столицы в считанные секунды общения утверждаются во мнении, что кроме красивой девушки перед ними невероятно интересный человек, с которым можно часы напролёт провести в обсуждении культуры, искусства во всех его проявлениях, реального положения вещей в украинском креативном сообществе, и перспективах его развития. В плотном графике проектов Comfy Art Prize и #HelenMarlenArt, проводимых под личным кураторством Кати, нам удалось задать ей несколько вопросов.

 

 

Когда вы поняли, что увлечение искусством, без сомнения, перерастает в профессиональную деятельность?

 

Уже после окончания колледжа. Когда стало понятно, что у меня в руках знания и инструменты, которые могут быть полезны другим людям, обществу. Когда поступала на курс «Искусство ХХ-ХХI века» в Christie’s Education, то у меня не было четкого представления о том, с чем я оттуда выйду. Потому что название курса довольно абстрактное. Но уже в рамках обучения стало понятно, что это образование включает не только теорию и посещение музеев, но и аукционное дело, кураторскую практику, арт-рынок, каталогизацию коллекций и работу с текстами различной сложности. Так что когда оканчиваешь колледж, то становится совершенно ясно, что можно пойти работать, например, в музей современного искусства на разные должности: сперва вспомогательные, но с перспективой карьеры. Или ассистентом куратора в галерею. Или в отдел современного искусства в аукционном доме. В общем, Лондон в этом смысле предлагает довольно много. Когда я вернулась в Киев, то оказалось, что здесь все намного сложнее и запутаннее. Нет четких рамок и задач. И нужно переизобретать профессию, адаптировать ее под украинскую ситуацию. Когда я с этим столкнулась, то встала перед выбором: уйти в другую понятную сферу (у меня экономическое образование) или встречаться с трудностями, оставаясь в поле культуры, но с огромным потенциалом развития. Я выбрала второе.

 

Грань между зрителем и художником, зрителем и произведением будет все больше стираться

 

Насколько сложно улавливать современные течения и предугадывать то, что будет актуальным в последующие годы и десятилетия?

 

Нельзя однозначно угадать, что будет актуально. Потому что это очень широкое понятие. На биеннале и форумах, где изучается художественный процесс, путь его развития – будет актуально одно. На арт-рынке – другое. Например, каждые несколько десятилетий мы снова слышим заявление о том, что живопись умерла. А потом она снова возрождается.

Если говорить о тенденциях в материалах, я бы предположила, что будет преобладать искусство новых медиа, созданное с помощью современных технологий. Что будет больше динамичного, перформативного и интерактивного искусства – того, в которое непосредственно вовлечен зритель. И, возможно, эта грань между зрителем и художником, зрителем и произведением будет все больше стираться.

 

 

Какой фразой можно описать современное искусство?

 

Об этом написаны целые книги. Поэтому одна фраза не даст полного представления. Но как термин, современное искусство – это совокупность художественных практик, сложившихся в 1960-70-х годах ХХ века.

На протяжении своей истории искусство все время менялось, особенно радикально – с конца XIX века, что напрямую связано с прогрессом, социо-политическим контекстом и вообще всем на свете. И на протяжении ХХ века оно искало разные формы и средства выражения. Современное отличается от всех других видов искусств тем, что работает с темой современности. И только. Есть, например, файн-арт – это эстетически прекрасное, интерьерное, миленькое. Есть изобразительное искусство – его задача именно что-то изображать.

Но это не задача современного искусства. Оно занимается проблемами общества, нарушением прав человека, глобальным потеплением, поиском идентичности и прочими актуальными в мире темами.

 

 

Собственная галерея – это частный бизнес, который оперирует не в поле художественного процесса, а в поле арт-рынка.

 

Приглашенное кураторство и собственная галерея, – что сложнее, и что перспективнее?

 

Предположу, что это разные вещи. Если коротко, то кураторство – это профессия, суть которой – находить наиболее интересных художников современности, изучать их практику, представлять широкой аудитории результаты их деятельности и, в целом, описывать процессы, которые происходят в современном искусстве. На понятном языке доносить зрителю, что он видит, как это относится к истории искусства и истории человечества и почему это имеет значение.

Собственная галерея – это частный бизнес, который оперирует не в поле художественного процесса, а в поле арт-рынка. И, в первую очередь, ставит перед собой цель торговать предметами искусства. Как и любой бизнес, он требует инвестиций и стратегии, но, как правило, так как оперирует в поле культуры, включает еще и социальную миссию – занимается образовательными и общеразвивающими проектами. Задача галереи также находить наиболее интересных художников, но, скажем, более понятных, которые работают с традиционными медиа, например, с живописью, графикой, скульптурой – такое искусство лучше продается.

 

Сейчас «теги», с которыми ассоциируется Украина в мире – это война, Крым, Кличко, борщ, Чернобыль.

 

Только за последние несколько месяцев в Киеве открылось несколько новых арт-институций. Это обусловлено ростом культурного сознания столичного населения, Украины в целом или интересом мировой общественности и международных коллекционеров к современным украинским художникам?

 

За последний год сильно поменялась повестка. В информационном поле все чаще можно заметить материалы про значимость культуры в целом. Раньше этого не было. Это сильно влияет на сознательность граждан. Сложно говорить о ситуации за рамками Киева, но в столице обстановки действительна стала больше походить на европейскую. Не думаю, что это касается только художественного направления. Здесь скорее стоит говорить о развитии творческий индустрий в целом. Практически – это малый бизнес, услуги или продукты которого стали в один момент востребованы. Стоит только вспомнить регулярные ярмарки «Всi.Свої» или фестивали арт-завода Платформа. Это тысячи людей, которые хотят покупать украинские товары. Искусство – это часть сегмента креативных индустрий. И мы не говорим об искусстве как о предметах роскоши, а скорее как о товаре на рынке услуг. И вот оно тоже становится востребованным. Компании заказывают разные художественные проекты. Коллаборация искусства и бизнеса в целом становится популярной. И проект Comfy Art Prize – тому подтверждение.

Но давайте все же не будем тешить себя иллюзиями. Особого внимания со стороны запада нет. И тем более нет коллекционного интереса. И не будет до тех пор, пока мы сами внутри сначала не поймем, что такое культура, идентичность и как это все выглядит. Сейчас «теги», с которыми ассоциируется Украина в мире – это война, Крым, Кличко, борщ, Чернобыль. Для сравнения, Британия – это креативность, королева, Биг-Бен, флаг, футбол и так далее. И каждый из этих «тегов» – это отдельная история, со своей государственной программой поддержки, которую они «продают» миру, пропагандируя свою культуру и ее ценности.

 

 

Кого из молодой когорты творцов (фотографов, художников, скульпторов, дизайнеров) можно выделить из общей массы уже сегодня?

 

Чтобы ответить на этот вопрос, мне придется составить список минимум из сотни человек. Я бы рекомендовала скорее обращать внимание на институции, потому что именно они занимаются поиском новых имен. Скажу, что финалисты конкурса МУХи, премии Pinchuk Art Center, художники, с которыми работаем мы или фонд «Изоляция» – точно заслуживают внимания.

 

Если вопрос о том, должно ли искусство быть доступным широкой аудитории, то да, должно.

 

У вас в Port creative hub проходила презентация Comfy Art Prize, призванная перенести современное искусство ближе к людям, за счёт того, что работы победителей будут затем выставлены в обновленных магазинах сети техники. Насколько такой подход близок творчеству? Может и должно ли оно становиться массовым, доступным миллионам или это всё же более персонифицированный момент восприятия для каждого?

 

Если вопрос о том, должно ли искусство быть доступным широкой аудитории, то да, должно. Мир стремительно меняется, равно как и общественный запрос. Понятие «искусство» сегодня выходит далеко за рамки картины на стене музея. Это и проекты в публичном пространстве, и образовательные программы, и многое другое. Но суть в том, что искусство здесь не само по себе. Доступность искусства – это широко обсуждаемая тема в западном обществе. Где искусство – это, скорее, инструмент для достижения более важных целей – благополучия в обществе, гуманности, процветания. Для этого существует ряд программ в Европейском Союзе, Великобритании и США, которые призваны развивать общество с помощью культуры.

Понятие «культура», в свою очередь, – это объединяющее понятие, к которому относятся и творчество, и искусство. А еще культура – это набор кодов, ценностей, этос, знание, наше настоящее и видение будущего. И то, как мы умеем и учимся этим пользоваться. Вот это должно быть донесено до каждого человека в Украине, и именно это знание должно быть доступно для всех через разные каналы. В том числе через искусство.

 

 

23.01.2018
Модель и диджей, без которого не обходится практически ни одна модная вечеринка Яна Кензировская, известная за пультом в качестве dj Kenziro, светская модница, чьими образами вдохновляются сотни благо...
Далее
29.12.2017
До главной вечеринки года, телепортирующей своих гостей не только на экраны телевизоров путём прямой трансляции происходящего на канале MEGOGO, но и в 2018 год в сопровождении тотально-праздничного на...
Далее
14.12.2017
После небольшой паузы у Даши Суворовой громкая премьера – "Кабриолеты". Песня получилась достаточно смелой, соединяя женский речитатив с лирическими строчками. Текст был написан для альбома из песен и...
Далее