Марк Гинзбург: о времени, искусстве и вечных ценностях

В этот день, 28 сентября, свой день рождения отмечает яркий, неординарный человек, обладающий невероятным сочетанием острого ума преуспевающего бизнесмена, глубоким профессионализмом коллекционера антиквариата и современного искусства, – Марка Гинзбурга.

Ведя бизнес практически на всех континентах, Гинзбург работает по 12-16 часов в сутки 6 дней в неделю, предоставляя себе возможность для отдыха лишь в святую субботу. Даже это интервью и фотосессия к нему состоялись практически на бегу, а если быть точнее, то по дороге из офиса в аэропорт, откуда он улетал в Вену на ежегодную ярмарку современного искусства “ViennaContemporaryArt”.

 

 

Ни в коем случае нельзя преуменьшать важность системного образования.

 

Коллекционер – это не только особый склад ума, позволяющий безошибочно выбирать из общего потока именно те предметы искусства, которые не канут в вечности. Это какой-то особый дар? Этому можно научиться?

Я думаю, что неправильно разделять эти два понятия. Важны оба. Правильнее говорить о приоритетах, и в этом случае, я бы на первое место поставил особый дар. За 28 лет, которые я занимаюсь коллекционированием произведений искусств, я несколько раз становился свидетелем, когда уважаемые, титулованные эксперты, обладающие примерно равной квалификацией, выражали сомнение в ценности и перспективности произведения, декларирующего новое течение, но один из присутствующих с восхищением отзывался о нём. И спустя несколько лет малоизвестный автор становился звездой, а его работы топ-лотами престижнейших аукционов. И тем не менее, ни в коем случае нельзя преуменьшать важность системного образования, которое включает в себя не только чтение специальной литературы и прослушивание лекций, но и тысячи часов, проведенных в музеях и галереях.

 

Антикварные лампы Tiffani

 

Мне очень нравился ранний Иван Марчук (кстати, в отличие от позднего) и в течение короткого времени я приобрёл свыше 50 его работ.

 

С чего началась Ваша коллекция? Помните ли Вы свой первый предмет искусства?

В середине 80-х гг., будучи пресыщенным созерцанием объектов социалистического реализма (это сегодня я очень высоко ценю это течение в истории изобразительного искусства), я был очарован свежестью и откровением работ таких украинских художников, как Галина Неледва, Александр Животков, Аким Левич, Люба Рапопорт, Евгений Гордиец и некоторых других. Я посещал их мастерские и вскоре поймал себя на мысли, что мне постоянно хочется возвращаться к увиденным образам. Я стал приобретать их. Мне очень нравился ранний Иван Марчук (кстати, в отличие от позднего) и в течение короткого времени я приобрёл свыше 50 его работ, написанных в семидесятые и в начале восьмидесятых годов. Они до сих пор хранятся в моей коллекции, и я считаю их лучшими из всего, что я видел на современных выставках, ставшего классиком Марчука.

 

Одна из самых больших коллекций российского супрематизма

 

Всегда стараюсь, чтобы приобретаемые предметы были инвестиционно привлекательны.

 

Некоторые коллекционируют для себя, а некоторые затем открывают музеи, галереи и пинакотеки. Какова Ваша финальная цель?

Моя финальная цель уже достигнута. Мои старшие дети выросли, а младший растёт в окружении прекрасных образцов человеческого художественного гения. Мои родители и друзья, приходя ко мне в гости, могут изучать, «уткнувшись носом» и трогая руками, произведения живописи и скульптуры, равные тем, которые они могут созерцать с разрешенной дистанции в лучших музеях мира.

 

Искусство – это инвестиции финансовые или культорологические?

В первую очередь, культурологические, но, будучи бизнесменом, рационалистом и прагматиком, всегда стараюсь, чтобы приобретаемые предметы были инвестиционно привлекательны.

 

 

Сегодня украинское искусство интересно (за редчайшим исключением) только украинским коллекционерам.

 

Современное искусство в Украине сейчас переживает период подъёма, наших художников охотно выставляют и приобретают на авторитетнейших международных аукционах Christie’s и Sotheby’s. Инвестируете ли Вы в украинское искусство?

Не оспаривая тот факт, что в Украине, действительно, имеется ряд интересных и ярких художников, я бы не стал говорить об их популярности и востребованности на, как Вы выразились, «авторитетнейших международных аукционах Christie’s и Sotheby’s». Это явное преувеличение. Международные аукционные дома – предприятия сугубо коммерческие и приобретаются там либо художники с репутацией, проверенной десятилетиями, а то и столетиями устойчивого спроса, либо новые и сверхновые звёзды, которые зажигают влиятельные арт-дилеры и галереи. Сегодня украинское искусство интересно (за редчайшим исключением) только украинским коллекционерам. К сожалению, на данном этапе, я не инвестирую в украинское искусство, хотя, по-прежнему с трепетным удовольствием пересматриваю многие из почти двух сотен работ в моей коллекции, созданных в 60-80-е годы художниками, многие из которых сегодня причислены к лику корифеев и классиков украинского искусства.

 

Сверху вниз: Marc Chagall ‘La Fuite’, 1911; Marc Chagall ‘The Sled’, 1911

 

Коллекционеру – азарт; бизнесмену – трезвость; миллионеру – мудрость.

 

Есть ли у Вас список любимых авторов, за творчеством которых Вы наблюдаете?

Мои любимые авторы – это старые европейские мастера XVIII-XIX вв., импрессионисты, сюрреалисты. За их творчеством я не наблюдаю, а старательно изучаю его и по возможности приобретаю. Мой старший сын Владислав профессионально занимается современным искусством, близко знаком с рядом новых гениев из первой двадцатки. Вот за их творчеством я наблюдаю под его чутким руководством.

 

Какие три качества необходимы каждому из этих профессионалов: коллекционер, бизнесмен, миллионер?

Коллекционеру – азарт; бизнесмену – трезвость; миллионеру – мудрость.

 

Антикварные окна Tiffani

 

Я неплохо играл на соло-, а позднее бас-гитарах.

 

Часть Вашей коллекции занимают фотографии The Beatles, которые вполне могли бы дать основу целому музею о группе. С чего началось Ваше увлечение легендарной “ливерпульской четвёркой”?

Да, в моей коллекции полный архив фотографий The Beatles 1960-1964 гг., в котором 2564 фотографии вместе с негативами и авторскими правами так называемый знаменитый архив Астрид Кирхгерр. Увлечение The Beatles началось, как и у всех, с плохих записей на ещё ленточных магнитофонах, дворовых перепевках классических композиций (я неплохо играл на соло-, а позднее бас-гитарах).

 

Как бизнесмену Вам приходится находиться в состоянии предельной концентрации по 15-20 часов в сутки. Как Вы отдыхаете?

Глубокий сон, хорошая литература, качественный виски.

 

Salvador Dali ‘Two heads with fantastic butterflies’

 

Мои любимые авторы – это старые европейские мастера XVIII-XIX вв., импрессионисты, сюрреалисты.

 

Есть ли что-то, что помогает Вам вернуться в состояние равновесия после напряженного дня?

Общение с младшим сыном.

 

Планируете ли Вы экспозицию своей коллекции? Будет ли она выставлена в Украине?

Коллекция под названием «Пятьдесят (или сто, или двести, редко - пятьсот) неизвестных фотографий The Beatles» объездила полмира, демонстрируясь на самых престижных площадках, но первая выставка, на которой, кстати, лично присутствовала легендарная «невеста The Beatles» Астрид Кирхгерр, состоялась именно в Киеве в галерее М-17. Кому посчастливилось её посетить, подтвердят – успех был феноменальный. Битломаны (а имя им – легион) не только с Украины, но из ближнего зарубежья получили массу удовольствия.

 

Картины Михаила Шемякина; Антикварные лампы Tiffani

 

Auguste Rodin 'The Thinker'

 

Auguste Rodin 'Eva'

 

18.11.2017
Легендарный американский режиссёр, обладатель премий Золотая пальмовая ветвь, Золотой лев и Сезар, а также четырёх номинаций на Оскар Дэвид Линч (David Lynch) посетил Украины во главе делегации своего...
Далее
13.10.2017
В момент, когда нам наконец-то удалось договориться об интервью с Димой Каднаем и Филиппом Коладенко, являющими собой невероятно харизматичную творческую единицу на украинской музыкальной арене – груп...
Далее
09.10.2017
Павел Оноприйчук – представитель новой формации бизнесменов, выбравших специальность и поле деятельности, опираясь не на уровень возможного финансового вознаграждения, а как смысл жизни, как то, что м...
Далее