Создатель Karabas Live Игорь Панасов о музыке, стране и спорте
Интервью с шеф-редактором интернет-издания cultprostir.ua и создателем ресурса KARABAS LIVE Игорем Панасовым состоялось ещё в апреле, однако, нам всё казалось, что для него не наступило время то опасаясь, что его не заметят во время череды майских праздников, то по причине всеобщего и не без причинного внимания к Евровидению 2016, затем к Каннам… И вот, наконец, мы решились на публикацию. И дело вовсе не в том, что наш труд, как журналистов, с последующей кропотливой расшифровкой часового общения, должен быть вознаграждён определённой долей просмотров, но в том, чтобы подарить как можно большему числу людей возможность виртуального знакомства со столь интересным человеком, так остро чувствующим и анализирующим ситуацию не только в музыкальной или культурной сфере страны, но и понимающим её изнутри на примере собственного жизненного опыта и огромного количества первоклассного журналистского материала, вылившегося в сотни интервью, тысячи обзоров и рецензий для Esquire Украина, liga.net, журнала Фокус и live.karabas.com
Если, например, штанга включает только определённую группу мышц, то 90% тенниса – это психология и стратегия.
Известно, что человека определяют его увлечения. Каковы ваши?
Мои? (задумывается) Очень простой набор: музыка, кино и спорт в разных его проявлениях: от большого тенниса, до дартса и даже игры в карты. (смеется) Это круг занятий, который наполняет мое свободное время, и часть этих занятий является моей непосредственной работой.
Да, по крайне мере двое из них. А что насчет спорта? Это любительские увлечения или все же профессиональные?
Любительский уровень. Хотя я участвовал в турнире по дартсу и даже успел обыграть одного человека (смеется). Большим теннисом я увлекся совершенно случайно, в далеком 2010 году по напутствию своего друга. Поначалу мы мучились на асфальтовых кортах, но постепенно перешли на нормальные и начали заниматься с тренером.
В спорте я ценю удовольствие и процесс. Когда твой удар успешен в 8 из 10 случаев, то и уровень удовольствия, который ты получаешь, значительно выше. Считаю, что теннис и плавание – те виды спорта, которые всецело захватывают человека. Это не просто спорт, но и психология, и умение стратегически мыслить, и динамика.
Эти виды спорта включают все человеческие режимы. Если, например, штанга включает только определённую группу мышц, то 90% тенниса – это психология и стратегия. Если ты правильно выстроил тактику игры, то твой противник носится по корту, а ты остаешься на одном месте. Лично мне познавать этот вид спорта очень интересно.
Нужно любить то, что ты делаешь. Если любви нет, тогда очень быстро приходит усталость.
Когда вы осознали, что Ваше филологическое образование выходит за рамки диплома и превращается в журналистику?
Пожалуй, (задумывается) когда меня позвали в печатную прессу. Мне давали задания ходить к артистам на интервью или на концерты. Сказать честно, я не воспринимал это как работу, скорее, как классное времяпрепровождение, но я согласился на это. Начал пробовать и понял, что хобби, накопленное благодаря большому количеству прослушанной музыки, приносит какие-то плоды, которые я не ожидал получить, я думал – это всего лишь развлечение. Не более того.
Филология воспитала во мне умение понимать слово, это все совместилось с увлечением музыкой, которое шло со мной по жизни. Я уже не мог остановиться, это захватило меня.
Какие качества, на Ваш взгляд, определяют хорошего журналиста?
Первое качество – верить в то, что ты пишешь. Это стержень, на который можно все нанизать: умение много работать, уметь втираться в доверии, уметь добывать информацию. Нужно любить то, что ты делаешь. Если любви нет, тогда очень быстро приходит усталость.
Самый большой ажиотаж вызывает тот текст, который заводит тебя, я часто пишу по ночам. Когда я переполнен, мне нужно садиться и писать. Музыка и текст – это передача энергии, и если ее много, она перейдет к людям. Любой автор со временем выписывается (в хорошем смысле), вырабатывает стиль. Если страсти изначально нет, не будет и личности в этом тексте. Такая информация будет жить полдня, а мне хочется писать вещи, которые можно читать через месяц, а еще лучше через год или два.
Каждая встреча – это сюрприз, получение опыта, мини-путешествие. Встреча с такими людьми меня очень вдохновляет.
На сегодняшний день Вас называют одним из самых лучших музыкальных критиков. Что, по Вашему мнению, является основным залогом хорошей рецензии, основной ее составляющей?
Если говорить только по рецензии, то недавно я читал лекцию в Культпростір Хаб. Он открылся в музее истории Киева, там есть арт-школа журналистики.
Если коротко, существует 3 стадии написания рецензии:
1 стадия – отречение. Музыка, должна полностью поглотить тебя.
2 стадия – сбор информации. Ты работаешь, как аналитик, ты собираешь информацию о музыканте, о его переживаниях в момент написания текстов.
3 стадия, на которой многие сдаются, как ни странно, это сесть и написать текст (смеется). Да, действительно, ты много пережил, собрал информацию, а вот написать – это уже подвиг.
Заинтересованность, вот формула успеха. Я знаю журналистов, которые говорят: «Я не люблю ходить на интервью». Мне это не знакомо. Чем хороша культурная сфера? Это люди, которые не живут по шаблонам. Каждая встреча – это сюрприз, получение опыта, мини-путешествие. Встреча с такими людьми меня очень вдохновляет.
Вот, например, я недавно пообщался с Ваней Дорном. Это человек, который передает такое количество энергии, что просто не может остановиться и это не разрушительная энергия, скорее наоборот. Дорн – настоящий мотиватор. После общения с ним хочется идти что-то делать, работать. Есть, наоборот, люди, которые настраивают на конструктивную тональность.
Общение с людьми для меня уже, как наркотик. Вот с ONUKA недавно общался. Мы спокойно проговорили два часа, и я ушел окрыленный. Хотя мы обсуждали не сильно приятные темы о войне, Чернобыле, её страхах. Но я уходил напитанный, я почувствовал, что этот человек живет творчеством, а это не может бесследно пройти для того, кто оказался рядом. Именно эти чувства помогают передать читателю ту атмосферу, которая возникла в момент встречи.
Я этот жанр называю «кабацкий». Это та музыка, которая обслуживает человека, когда он ест и пьет.
Сейчас есть тенденция на радио и телевидение преобладания популярной музыки. Является ли это результатом того, что 70 лет наша страна была закрыта к информации, особенно музыкальной, или это знак устаканившейся вкусовщины. Альтернативные артисты не так часто туда попадают, их музыка не доходит до слушателя проторенными каналами.
Ох, вы такую тему подняли (смеется), попробую уложиться в 5-7 минут.
Что касается поп-музыки. Во всех странах мира, на радио и телевидении она заполняет основную часть эфира. Но тут возникает вопрос: «Откуда она вышла? Где её истоки?».
Сегодня музыканты говорят, что есть поп-музыка, а есть эстрада. Эстрада – это как раз то, о чем вы говорили, когда задавали вопрос. Несомненно, в эстраде тоже есть большая масса искренних и чувственных песен. Если говорить, какое наследие дала нам эстрада после распада Союза, когда украинская музыка стала независимой, конечно, это ужасное состояние вылинявшей, деградирующей формы. Я этот жанр называю «кабацкий». Это та музыка, которая обслуживает человека, когда он ест и пьет. Возникает ощущение свадебного кабака. Но такая музыка популярна и, до сих пор, передается от поколения к поколению. Советского Союза 25 лет нет, а я иногда смотрю на некоторых молодых людей и думаю: «Они точно оттуда».
Мы уйдем от этого лет через 30-40, когда сменится поколение. Нынешняя музыка продолжает традицию эстрады. Присутствует момент графоманства и неискренности. В отличие от западной поп-музыки, которая росла на других корнях, у нас этого не было.
Скорее, просто нужно признать факт – широкая аудитория слушает такую музыку. Меня радует, что среди молодежи 15-30 лет много людей, ориентированных на мировой уровень музыки. Для них уже является реальностью поехать в Будапешт на Sziget и увидеть вживую, скажем, тех 50 исполнителей, которые определяют реальный процесс актуальной музыкальной индустрии. Это круто и здорово. Таких людей становится больше, и я каждый раз радуюсь, если вижу их на концертах.
Музыканты затрагивают темы на порядок выше, тех, которых касается политик, выходя с речью на площадь.
Мы коснулись сегодняшней ситуации, сложившейся в стране, она отражается на музыке и любой индустрии. Сейчас существует тенденция, что «музыка без границ» потеряла свою актуальность. Люди обсуждают случай с Земфирой и флагом, и те жесты, которые она показывает в их сторону. Имеет ли смысл совмещать музыку и политику. Каким образом эти две разные категории нашей жизни пересекаются?
Артист не может выбирать совмещать ли ему эти две сферы или нет. Это происходит само собой. Жизнь сталкивает. Чем виднее артист, чем больше глаз направлено на него, тем больше ему придется с этим столкнуться. Для Земфиры это стало стрессом. Сам контакт с этой реальность привел её в замешательство. Она, наверняка, подавлена этими мыслями. Тот факт, что ты заходишь в этот контекст, уже является тяжелым переживанием. В этом случае она просто не справилась с ситуацией, а инцидент попал в её слабую точку.
Когда человек говорит матом со сцены, он эмоционально подавлен. Она не справилась с этой ситуацией. И я прекрасно понимаю почему. 10 лет она живет в музыке, самоотверженно ищет себя, меняет музыкантов, совершенствуется…и, конечно, какие флаги, какая война? Она понимает, что существует эта реальность, но как себя в ней вести, вот та ситуация, где у нее нет опыта. Она просто находится в растерянности, а когда человек растерян, он часто становиться агрессивным.
Добавлю такое обобщение. Музыка, особенно, широко известная, не может быть вне политики. Музыка, которая называется искусством – это выше политики. Музыканты затрагивают темы на порядок выше, тех, которых касается политик, выходя с речью на площадь.
Не пойти на Muse, хоть я их и видел – это по крайней мере странно.
Сейчас начинается фестивальный период, Европа заполниться меломанами. Планируете ли Вы посетить какие-то фестивали?
Думаю на Zaxid Fest, там хорошо…леса, поляны. Наверное, хочется увидеть «Файне Місто» в Тернополе. Это прогрессирующий фестиваль. Буду в Киеве на Atlas Weekend, и на U-PARK, потому что не пойти на Muse, хоть я их и видел – это странно (смеется). Atlas Weekend – это важное событие, такой масштабный фестиваль посреди лета в Киеве, его нельзя пропустить. Еще хочу попасть на Alfa Jazz Fest. Там очень серьезный уровень.
Если брать музыку, как увлечение, то существуют ли стили, которые Вам ближе?
Нет. Потому что, в принципе, музыкальный критик, на мой взгляд, особенно в нынешнее время, когда все стили перемешались, не может отдавать предпочтение определенным направлениям. Они все самобытны. Лично у меня нет любимых стилей – я слушаю все от самой легкой, до самой безумной музыки. Мой плейлист заполнен совершенно разными артистами и командами. Но 80% – это украинские исполнители и 20% – зарубежные. Я стараюсь больше следить за украинским прогрессом.
Журналист, который пишет о музыке – это простой слушатель, делящийся своим опытом с другими.
Какие украинские команды Вы выделили для себя?
Конечно – это Vivienne Mort. Очень прогрессирующая группа, а вокалистка – лучшее, что рождала украинская земля. Из рока можно отметить Stoned Jesus – люди, для которых 20 концертов в Европе – обычная история. Они уже в мировом контексте.
Джамала, конечно. Человек, который, наконец, полностью оформился: репертуар, тексты. Она свободно чувствует себя на сцене.
ONUKA – это самая трендовая артистка, которая, на мой взгляд, дает надежду другим. Её успех показывает дорогу молодым артистам, рисует перспективу развития. И, пожалуй, группа «Вагоновожатые» ‒ альтернативная музыка в полной красе.
Также думаю, этот год станет успешным и для группы «Синоптик». Ох, я вам скажу, это уровень! Я когда услышал эту группу живьем, не поверил, что это наши ребята.
Если брать других, то интересно, каким будет альбом группы «Бахрома». Они начинали с поп-рока, сейчас я посмотрел на них на нескольких фестивалях и услышал новый уровень звучания. Большая сцена им к лицу. Любопытно послушать их новый альбом, который они записали с Милошем Еличем.
Если бы Вы создавали свой проект, он был бы сольным или это была бы группа. Какой Вы бы выбрали стиль музыки, название?
Я улыбаюсь, потому что тут есть пара моментов. Я в университете учился играть на гитаре и за 3 недели понял, что это не мое: я не чувствую аккордов. Я мучился, волновался, играя даже для себя, а теперь представьте, чтобы я чувствовал, выступая перед публикой. Отсутствие амбиций в музыкальном плане, дает мне, возможность объективнее оценивать творчество других. Я думаю, что журналист, который пишет о музыке – это простой слушатель, делящийся своим опытом с другими.
Фотографии из личного архива Игоря Панасова