Катя Тейлор: О культуре, искусстве и несовершенстве устоявшихся систем

По-детски озорной взгляд и открытая улыбка Кати Тейлор – сооснователя компании Art Management, искусствоведа и куратора галерейного пространства Port creative hub может по началу ввести в заблуждение. Однако, те, кому посчастливилось хоть раз столкнуться с ней в профессиональной сфере или на одной из культурных вечеринок столицы в считанные секунды общения утверждаются во мнении, что кроме красивой девушки перед ними невероятно интересный человек, с которым можно часы напролёт провести в обсуждении культуры, искусства во всех его проявлениях, реального положения вещей в украинском креативном сообществе, и перспективах его развития. В плотном графике проектов Comfy Art Prize и #HelenMarlenArt, проводимых под личным кураторством Кати, нам удалось задать ей несколько вопросов.

 

 

Когда вы поняли, что увлечение искусством, без сомнения, перерастает в профессиональную деятельность?

 

Уже после окончания колледжа. Когда стало понятно, что у меня в руках знания и инструменты, которые могут быть полезны другим людям, обществу. Когда поступала на курс «Искусство ХХ-ХХI века» в Christie’s Education, то у меня не было четкого представления о том, с чем я оттуда выйду. Потому что название курса довольно абстрактное. Но уже в рамках обучения стало понятно, что это образование включает не только теорию и посещение музеев, но и аукционное дело, кураторскую практику, арт-рынок, каталогизацию коллекций и работу с текстами различной сложности. Так что когда оканчиваешь колледж, то становится совершенно ясно, что можно пойти работать, например, в музей современного искусства на разные должности: сперва вспомогательные, но с перспективой карьеры. Или ассистентом куратора в галерею. Или в отдел современного искусства в аукционном доме. В общем, Лондон в этом смысле предлагает довольно много. Когда я вернулась в Киев, то оказалось, что здесь все намного сложнее и запутаннее. Нет четких рамок и задач. И нужно переизобретать профессию, адаптировать ее под украинскую ситуацию. Когда я с этим столкнулась, то встала перед выбором: уйти в другую понятную сферу (у меня экономическое образование) или встречаться с трудностями, оставаясь в поле культуры, но с огромным потенциалом развития. Я выбрала второе.

 

Грань между зрителем и художником, зрителем и произведением будет все больше стираться

 

Насколько сложно улавливать современные течения и предугадывать то, что будет актуальным в последующие годы и десятилетия?

 

Нельзя однозначно угадать, что будет актуально. Потому что это очень широкое понятие. На биеннале и форумах, где изучается художественный процесс, путь его развития – будет актуально одно. На арт-рынке – другое. Например, каждые несколько десятилетий мы снова слышим заявление о том, что живопись умерла. А потом она снова возрождается.

Если говорить о тенденциях в материалах, я бы предположила, что будет преобладать искусство новых медиа, созданное с помощью современных технологий. Что будет больше динамичного, перформативного и интерактивного искусства – того, в которое непосредственно вовлечен зритель. И, возможно, эта грань между зрителем и художником, зрителем и произведением будет все больше стираться.

 

 

Какой фразой можно описать современное искусство?

 

Об этом написаны целые книги. Поэтому одна фраза не даст полного представления. Но как термин, современное искусство – это совокупность художественных практик, сложившихся в 1960-70-х годах ХХ века.

На протяжении своей истории искусство все время менялось, особенно радикально – с конца XIX века, что напрямую связано с прогрессом, социо-политическим контекстом и вообще всем на свете. И на протяжении ХХ века оно искало разные формы и средства выражения. Современное отличается от всех других видов искусств тем, что работает с темой современности. И только. Есть, например, файн-арт – это эстетически прекрасное, интерьерное, миленькое. Есть изобразительное искусство – его задача именно что-то изображать.

Но это не задача современного искусства. Оно занимается проблемами общества, нарушением прав человека, глобальным потеплением, поиском идентичности и прочими актуальными в мире темами.

 

 

Собственная галерея – это частный бизнес, который оперирует не в поле художественного процесса, а в поле арт-рынка.

 

Приглашенное кураторство и собственная галерея, – что сложнее, и что перспективнее?

 

Предположу, что это разные вещи. Если коротко, то кураторство – это профессия, суть которой – находить наиболее интересных художников современности, изучать их практику, представлять широкой аудитории результаты их деятельности и, в целом, описывать процессы, которые происходят в современном искусстве. На понятном языке доносить зрителю, что он видит, как это относится к истории искусства и истории человечества и почему это имеет значение.

Собственная галерея – это частный бизнес, который оперирует не в поле художественного процесса, а в поле арт-рынка. И, в первую очередь, ставит перед собой цель торговать предметами искусства. Как и любой бизнес, он требует инвестиций и стратегии, но, как правило, так как оперирует в поле культуры, включает еще и социальную миссию – занимается образовательными и общеразвивающими проектами. Задача галереи также находить наиболее интересных художников, но, скажем, более понятных, которые работают с традиционными медиа, например, с живописью, графикой, скульптурой – такое искусство лучше продается.

 

Сейчас «теги», с которыми ассоциируется Украина в мире – это война, Крым, Кличко, борщ, Чернобыль.

 

Только за последние несколько месяцев в Киеве открылось несколько новых арт-институций. Это обусловлено ростом культурного сознания столичного населения, Украины в целом или интересом мировой общественности и международных коллекционеров к современным украинским художникам?

 

За последний год сильно поменялась повестка. В информационном поле все чаще можно заметить материалы про значимость культуры в целом. Раньше этого не было. Это сильно влияет на сознательность граждан. Сложно говорить о ситуации за рамками Киева, но в столице обстановки действительна стала больше походить на европейскую. Не думаю, что это касается только художественного направления. Здесь скорее стоит говорить о развитии творческий индустрий в целом. Практически – это малый бизнес, услуги или продукты которого стали в один момент востребованы. Стоит только вспомнить регулярные ярмарки «Всi.Свої» или фестивали арт-завода Платформа. Это тысячи людей, которые хотят покупать украинские товары. Искусство – это часть сегмента креативных индустрий. И мы не говорим об искусстве как о предметах роскоши, а скорее как о товаре на рынке услуг. И вот оно тоже становится востребованным. Компании заказывают разные художественные проекты. Коллаборация искусства и бизнеса в целом становится популярной. И проект Comfy Art Prize – тому подтверждение.

Но давайте все же не будем тешить себя иллюзиями. Особого внимания со стороны запада нет. И тем более нет коллекционного интереса. И не будет до тех пор, пока мы сами внутри сначала не поймем, что такое культура, идентичность и как это все выглядит. Сейчас «теги», с которыми ассоциируется Украина в мире – это война, Крым, Кличко, борщ, Чернобыль. Для сравнения, Британия – это креативность, королева, Биг-Бен, флаг, футбол и так далее. И каждый из этих «тегов» – это отдельная история, со своей государственной программой поддержки, которую они «продают» миру, пропагандируя свою культуру и ее ценности.

 

 

Кого из молодой когорты творцов (фотографов, художников, скульпторов, дизайнеров) можно выделить из общей массы уже сегодня?

 

Чтобы ответить на этот вопрос, мне придется составить список минимум из сотни человек. Я бы рекомендовала скорее обращать внимание на институции, потому что именно они занимаются поиском новых имен. Скажу, что финалисты конкурса МУХи, премии Pinchuk Art Center, художники, с которыми работаем мы или фонд «Изоляция» – точно заслуживают внимания.

 

Если вопрос о том, должно ли искусство быть доступным широкой аудитории, то да, должно.

 

У вас в Port creative hub проходила презентация Comfy Art Prize, призванная перенести современное искусство ближе к людям, за счёт того, что работы победителей будут затем выставлены в обновленных магазинах сети техники. Насколько такой подход близок творчеству? Может и должно ли оно становиться массовым, доступным миллионам или это всё же более персонифицированный момент восприятия для каждого?

 

Если вопрос о том, должно ли искусство быть доступным широкой аудитории, то да, должно. Мир стремительно меняется, равно как и общественный запрос. Понятие «искусство» сегодня выходит далеко за рамки картины на стене музея. Это и проекты в публичном пространстве, и образовательные программы, и многое другое. Но суть в том, что искусство здесь не само по себе. Доступность искусства – это широко обсуждаемая тема в западном обществе. Где искусство – это, скорее, инструмент для достижения более важных целей – благополучия в обществе, гуманности, процветания. Для этого существует ряд программ в Европейском Союзе, Великобритании и США, которые призваны развивать общество с помощью культуры.

Понятие «культура», в свою очередь, – это объединяющее понятие, к которому относятся и творчество, и искусство. А еще культура – это набор кодов, ценностей, этос, знание, наше настоящее и видение будущего. И то, как мы умеем и учимся этим пользоваться. Вот это должно быть донесено до каждого человека в Украине, и именно это знание должно быть доступно для всех через разные каналы. В том числе через искусство.

 

 

30.09.2021
Идея основать бренд одежды пришла в голову Кате Бахирка во время путешествия к племенам Амазонки. Экзотический опыт вылился в унисекс-бренд, который с каждым сезоном расширяет границы, не боится колла...
Далее
15.07.2020
Воплощать мечты девушек в жизнь и вдохновлять их каждый день быть самыми красивыми и любимыми - наверное, так можно было бы описать миссию Аллы Барановской в этом мире. Девушка создала самый популярны...
Далее